Анализ романа «Петр Первый» (А. Толстой)

Роман А. Толстого «Петр Первый» — это художественное исследование жизненного пути одного из самых деятельных и значимых представителей царской династии Романовых. В книге описывается начальный период становления сильного монарха, образ которого так удачно вплетался в политическую конъюнктуру того времени.

История создания

Роман Толстого охватывает этап становления будущего императора, начиная с детства и заканчивая началом правления, уже зрелостью главного героя. Точность с исторической точки зрения обусловлена тем, что Алексей Толстой много лет до написания своего романа интересовался императором, изучал его не только как правителя, но и как личность.

Петр Первый, бесспорно, очень колоритная фигура среди российских правителей и один из самых ярких представителей российской монархии. Он известен своими революционными реформами, но это известность имела две стороны. Современники, чаще всего, не понимали своего императора и, по некоторым историческим источникам, народ его не любил, а вот следующие поколения им уже восхищались. За притеснения синода и церкви, за гонение бояр и неодобрение многих русских обычаев, Петра за спиной называли «антихристом».

Но почему же советский писатель исследовал и воспевал именно Петра Первого? Выбор был сделан в пользу исторической фигуры, которую можно было бы идеологически развернуть так, как надо партийной элите. Образ сильного лидера повторял многие черты другого «царя» — генерального секретаря партии КПСС И.В. Сталина, который одобрил роман о представителе свергнутой власти, потому что Петр уже давно стал мифом для его современников. О нем уцелели лишь исторические полуправды, которые можно было использовать для укрепления новой идеологии. Все новое — хорошо забытое старое, и в центре мировоззрения советского человека вновь должен был занять свое место сильный лидер с революционными идеями. Поскольку он ведет страну вперед, нельзя замечать летящие во все стороны щепки. Такова реальная идеологическая цель создания романа о Петре Первом.

Жанр, направление

Жанр определяется с первых строк – роман-эпопея, отличающийся большим объемом, историческим содержанием, обилием героев, многие из которых имеют прототипы.

Направление для своего романа Толстой выбрал простое и предельно ясное – реализм, показывающий не только официальную историю, но и ее изнанку, о которой не принято упоминать в школьной программе.

Суть: о чем роман?

Автор описывает детство Петра. После смерти царя Федора Алексеевича в России началась смута: за власть боролась царевна Софья с любовником князем Голицыным. Она стала регентом маленьких царей — Петра и Ивана. Но ее целью было укрепление своих позиций на троне, а не выдвижение царевичей, поэтому она организовывала стрелецкие бунты, чтобы в одном из них извести детей, но не своими руками.

Однако мать Петра, Наталья Кирилловна, смогла сохранить сына. Петр возмужал, женился по ее указанию на Евдокии Лопухиной и стал строить планы на будущее. Его интересовал иноземный прогресс, поэтому он завязал дружбу с иностранцами из соседней слободы. Из разговоров он понял, что России необходимы реформы. Прежде всего, она должна была обрести свой флот.

По время прогулки он познакомился с даровитым простолюдином — Александром Меншиковым, будущим министром. Он понравился ему и убедил будущего царя, что людей нужно оценивать не по знатности, а по толковости. Сашка становится его главным соратником.

Преодолев все интриги и став царем, Петр едет учиться за границу под видом обычного работника и узнает многие секреты военного дела. За это время в России вновь нарастает смута: Софья сбежала из монастыря и вновь подняла стрельцов против царя, рассказав о том, что тот якобы погиб, и его подменили иностранцы. Подавив волнения, царь объявляет войну Турции и захватывает Азов с помощью своего нового флота. В это же время он насильно отправил свою жену в монастырь, а себе завел содержанку — Анну Монс.

Но недолго длились победы: В 1700 г. молодой и храбрый шведский король Карл XII разбивает под Нарвой русские войска. Петр Первый спешно мобилизует армию и проводит ряд боев. В одном из них Меньшиков находит красивую пленную девушку, которую представляет царю. Петр в восторге от Катерины и женится на ней, несмотря на ее темное прошлое. В финале царь отвоевывает Нарву обратно.

Главные герои и их характеристика

Главным героем романа (весьма предсказуемо) является Петр Романов, тогда еще не ставший правителем, живший даже не в столице и не рассчитывающий когда-либо все-таки стать правителем. Хотя, стоит признать, что автор показывает нам своего героя очень амбициозным и верящим, что однажды он все-таки будет править.

Несмотря на то, что в романе много героев, что среди них нет кто-то важного наравне с Петром. Он — цель романа, его стержень, и именно со стороны его видения ведется повествование и показывается история.

Читателю через призму взросления показывается становление Петра, как личности. Можно наблюдать, из чего складывались привязанности будущего царя, откуда появилась любовь к морскому делу и кто помог ей развиться. Автор плавно показывает жизнь своего главного героя с детского возраста и до этапа взросления. Этого героя можно не принимать, можно не понимать, но равнодушно к нему относиться невозможно. Потому что он настоящий, со своим характером, пусть и не простым, со своими мыслями и чувствами.

Если Вы хотели бы видеть здесь характеристику других героев романа «Петр Первый», напишите об этом в комментариях.

Темы

Автор затрагивает несколько тем, основная из которых социальная несправедливость. Петру, в каком-то смысле, повезло – ему довелось ощутить на себе всю силу боярского произвола, когда он решил стать простым работником, не афишируя свое царское происхождение. Возможно, именно с этим связано отчасти угнетение бояр во время правления Петра Первого, ведь через всю жизнь он пронес воспоминания о том времени, что провел, будучи простым бесправным работником. Император считал, что именно боярский произвол тянет страну назад своей алчностью и желанием нажиться на всем.

Но есть и вторая сторона этой медали. Народ оказался совершенно не готов к новаторству нового правителя, ведь он не знал, к чему приведут перемены, которые могут оказаться как позитивными и нужными народу, так и негативными, ведущими к еще большему угнетению. Но это было ожидаемо, ведь любой новатор будет всегда сталкиваться с непониманием и нежеланием видеть лучшее в оригинальных идеях, ведь старый мир, хоть и не был хорош, но был понятен и привычен. А многим свойственно бояться перемен.

Проблемы

Но, помимо этого, Толстой демонстрирует и другую сторону своего романа, другую проблематику – жажду власти. Петру пришлось столкнуться не только с унижением и попытками манипуляции со стороны врагов, но и стать врагом для членов своей семьи, которые жаждали править самостоятельно, а его использовать лишь как подсадную утку, мишуру для отвода глаз. Он на собственном опыте убедился, на что готовы пойти люди, даже родные, лишь бы добраться до власти. И эта жажда была способна выжечь из когда-то дорогих людей все самое лучшее и светлое, которое когда-то грело теплом своей любви и веры.

Но, помимо этих тем, автор не забывает показывать свое видение истории. Он словно говорит через свой текст, что стране нужны сильные политики, способные на новаторство и готовые бросить вызов общественным устоям, чтобы изменить мир к лучшему. Толстой видел в Петре Первом не просто правителя-одиночку, который долгое время предпочитал держаться в отдалении от всех, даже приближенных, он видел в нем почти гения. Возможно, так и было, но все-таки и у Петра было много недостатков, за которые его не любили. Хотя, к счастью, Толстой не стал скрывать от читателя и вспыльчивости своего героя, и несдержанности, а также ветрености, часто мешавшей Петру в личной жизни.

Основная идея

Стоит помнить, что Алексей Толстой жил и работал в Советском союзе, да и к тому же был лауреатом трех сталинских премий первой степени. Это, конечно, ни о чем не говорит, но литература того времени была очень политизирована и многие авторы писали тексты, в которых между строк легко читалась одна идея – сильный лидер ведет страну к победе, а какими целями эта победа достигнута — это и не важно совсем. Образ императора являлся, своего рода, протекцией Сталина. Таков смысл романа «Петр Первый»: чтобы добиться позитивных перемен, нужно идти вперед, к цели, не считаясь со средствами. Кардинальные шаги пугают, но лишь они приносят результат. Жертвы прогресса будут всегда, но полученные плоды того стоят.

Тем не менее, сам Алексей Толстой действительно долгое время интересовался Петром Первым, провел огромную работу над романом и представил миру действительно хороший и качественный исторический роман. Нельзя сводить все значение произведения к идеологической повестке партии. Главная мысль романа «Петр Первый» — это демонстрация исторического пути России в выбранный промежуток времени.

Критика

Иногда текст кажется очень затянутым, иногда хочется, чтобы автор поторопился, но эта тягучесть языка и слога порой действует убаюкивающе, успокаивающе. А иногда, наоборот, Толстой гонит нас вперед с такой скоростью, что хочется остановиться и перевести дух. Вот что говорили о нем современники:

И. Эренбург: Он работал не как архитектор, а скорее как скульптор; очень рано распрощался с планами романов или рассказов; часто, начиная, не видел дальнейшего; много раз говорил мне, что еще не знает судьбы героя, не знает даже, что приключится на следу- ющей странице, — герои постепенно оживали, складывались, диктовали автору сюжетные линии. (Это относится к зрелому периоду Толстого.)

В. Инбер: Даже внешний облик Толстого совпадал с его манерой писать. Даже любимого героя он выбрал себе под стать: Петра Первого. Выпуклость, рельефность, красочность толстовского письма поразительны. Иные страницы «Петра» таковы, что, кажется, вырежь страницу из книги, вставь ее в рамку — и будет она висеть на стене, как прекрасное создание живописца: радуя глаз и украшая жилище.

В. Лидин: Тема становления России в великую преобразовательную эпоху Петра пришла к Толстому давно, — кажется, еще в семнадцатом году. Одной из первых его проб в этой исторической области был рассказ «День Петра». Рассказ этот Толстой любил и дорожил им и неоднократно читал его на литературных вечерах. Из этого первичного зерна возник впоследствии «Петр Первый». Обращение к исторической теме не было для Толстого уходом от современности. Все его исторические вещи современны, и в этом одна из пре- лестей его таланта. Россию, ход ее сил, ее историю, ее прошлое Толстой чувствовал при- менительно к сегодняшнему дню.

Н. Тихонов: Он проходил через самые мрачные картины прошлого с высоко поднятой головой человека, уверенного в прекрасном будущем своего народа. Оттого не мраком и холодом веет от жестокой и грозной Петровской эпохи, а предвос- хищением новых дней еще небывалого расцвета.

А. Пауткин: Этот крайне важный художественный эффект, без наличия которого немыслима глубокая вера читателя в истинность всего изображаемого, полное «пере- селение» его в мир событий и образом романа, достигается с помощью всех имеющихся в распоряжении автора художественных средств. Служат этому и выразительно очерчен- ные характеры людей с их типичной для своего времени и своего общественного круга психологией и взглядом на мир, и правдиво воссозданные действительные события прош- лого, и красочные историко-бытовые описания, и даже самые мелкие повествовательные детали.

Автор: Елена Ковальчук

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *