Анализ стихотворения «Парус» (М.Ю. Лермонтов)

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус», написанное им в 1832 году, является одним из наиболее узнаваемых среди произведений поэта. Многомудрый Литрекон предоставляет свой разбор этого далеко не простого и во многом противоречивого произведения. Анализ осуществляется по плану.

История создания

Стихотворение «Парус» было создано Лермонтовым в возрасте семнадцати лет в Петербурге. Первая строка произведения взята из вышедшего 4 года назад произведения Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». Этот жизненный этап был довольно сложным для поэта в психологическом плане, он чувствовал в некотором роде отчаяние, ведь не сумел поступить в высшее учебное заведение в Петербурге, после того, как он вынужден был покинуть Московский университет. В сентябре, в тот же год, когда вышла поэма Бестужева-Марлинского, Лермонтов послал это стихотворение, выражающее его внутреннее состояние, Лопухиной. Во время написания «Паруса» поэт увидел одинокий белеющий парус на реке Неве. Именно этот образ-символ, о котором будет подробнее рассказано позже, и лег в основу стихотворения. 

Однако в сборник, вышедший в 1840 году (за год до смерти поэта), Лермонтов стихотворение не включил, несмотря на то, что оно имело даже некий сопроводительный художественный текст – рисунок белого паруса, созданный Лермонтовым предположительно в промежуток между 1828 и 1832. 

Жанр, направление, размер

Это произведение по жанру можно классифицировать как лирическую новеллу. Оно относится к литературному направлению романтизма и является одним из ярчайших его примеров в XIX веке. 

Черты романтизма в стихотворении «Парус» таковы:

  • Мотив одиночества и бунта против обстоятельств является смысловой доминантой стихотворения.
  • Грустное настроение произведения созвучно интонациям других поэтов-романтиков.
  • Пейзаж отражает мысли и чувства героя и играет важную роль в произведении.

Произведение «Парус» написано четырёхстопным ямбом. Рифмовку по типу можно классифицировать как перекрёстную.  

Композиция

«Парус» представляет из себя три строфы, по 4 строки в каждом. 

  1. Сначала даётся картина – «белеет парус одинокой», за ним следуют риторические вопросы: что же ищет сам парус?
  2. Во второй строфе эти вопросы, несмотря на их явную риторичность, получают ответы от лирического героя: парус не ищет счастья, но при этом и не бежит от счастья. 
  3. В третьей строфе читатель так и не получает ответа, что же ищет парус, ведь он ищет бури, но при этом в завершающей строке автор явно намекает, что парус искал не беспокойства и мятежа, а скорее покоя: «Как будто в буре есть покой!».

Образы и символы

Безусловно, главным образом-символом является парус. В данном случае он означает одиночество, которое, возможно, чувствовал в тот момент и сам поэт. Он же отражает человеческую душу, зависимую от стихийности судьбы.

В произведении фигурирует и буря — знак беспокойства, символ мечущейся души. Море — это неопределенность и стихия жизни, в которой каждый человек одинок и несчастен. Парус бросает из стороны в сторону по воле рока, как и человеческую жизнь.

Образ лирического героя созвучен с самим парусом. Мысли о жизненном пути и стремлении паруса говорят о том, что самого наблюдателя волнуют те же переживания и те же вопросы. Он столь же одинок и несвободен, как парус, зависимый от игры стихий. Также он подчеркивает парадоксальность, свойственную человеческой природе, а вовсе не парусу: мятежник просит бури, но хочет покоя.

Темы, проблемы, настроение

  • Проблема одиночества часто поднимается в творчестве Лермонтова, и это произведение не стало исключением. Образ паруса — это человеческая душа, одинокая и брошенная в большое плавание жизни без поддержки и определенности, что она такое и зачем плывет.
  • Тема внутренних метаний и размышлений о поиске себя — основная тема «Паруса». Автор ставит вечные вопросы перед читателем: куда мы идем и зачем? Почему не можем обрести гармонию с миром и идем против него? Он не отвечает, но лишь подчеркивает, как широка и непостижима натура странника, который ищет покой в мятеже.
  • Тема счастья тоже занимает не последнее место в «Парусе». Наш образ-символ «счастия не ищет и не от счастия бежит». Это означает, что радости жизни он так никогда и не испытал. Его нет ни в прошлом, ни в будущем.
  • Бунт и мятеж — это состояние души типичного романтического героя, коим является парус. Он отправляется в море, чтобы испытать свои силы и столкнуться с бурей. В его душе нет мира, поэтому покой он ищет в битве с судьбой, заранее проигранной. Ветер еще не разгулялся, а мачта уже трещит.
  • Тема природы. Тревога в «Парусе» передается через состояние пейзажа. Пока мы видим солнечную лазурь и тихую гавань, но парус ищет бури и направляется в далекую страну, где его ждет неизвестность. Постепенно автор нагнетает обстановку, и за ясным днем уже виднеется шквал ветра, хотя в стихотворении об этом нет ни строчки. 
  • Настроение легкой меланхолии, мечущейся внутри души пронизывает все три строфы «Паруса».

Основная идея

Парус является символом души молодого Лермонтова. Он сам пока не нашёл своего места в жизни: переезды, переходы, перемены — все это оставляет глубокие впечатления в юном сердце. Поэт не до конца понимает, чего именно он хочет. Поэтому главная мысль стихотворения «Парус» — это невозможность постижения своих внутренних противоречий. То мы мечемся в поисках чего-то, хотя все перед глазами, то ищем покоя в битве, не зная, принесёт ли он нам счастья. Во всех этих метаниях мы безмерно одиноки и зависимы от всех ветров, что создает у лирического героя ощущение безысходности и тоски. Его парус несчастен и бессилен повлиять на судьбу.

Смысл стихотворения «Парус» заключается и в том, что жизнь подобна морю — она испытывает судно, гнет и ломает мачту, обрушивает на корабль гнев стихии. А между тем счастье в этом пути настолько призрачно, что его никогда нет — ни в прошлом, ни в будущем: «Он счастия не ищет и не от счастия бежит». Читатель видит разочарование и тоску, свойственные поэтам-романтикам.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Парус» весьма многообразны. 

  • В тексте присутствует целый ряд эпитетов: парус одинокой, луч солнца золотой. Эпитеты в данном случае помогают создать общую картину, некий пейзаж. 
  • Также в тексте есть риторические восклицания и вопросы: «Что ищет он в стране далекой?», «Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит!». 
  • Динамичность «Парусу» придают метафоры: парус бежит, волны играют.
  • Встречается даже оксюморон: «как будто в бурях есть покой».

Автор: Кристина Вергара

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector