Анализ стихотворения «Опять сон» (В.Я. Брюсов)
Валерий Яковлевич Брюсов известен не только как выдающийся русский поэт и литературовед, но и как один из основателей отечественного символизма. Творческое наследие Валерия Яковлевича вмещает немало замечательных произведений. Одним из них является стихотворение под названием «Опять сон». В процессе его создания Брюсов искал новаторские методы и преуспел. Рассмотрим подробный анализ стихотворения «Опять сон» по плану от Многомудрого Литрекона.
Содержание:
История создания
В конце девятнадцатого столетия Валерий Яковлевич предпринимал экспериментальные попытки поиска себя. Многим Брюсов известен, прежде всего, в качестве основоположника русского символизма. Новые творческие силы и методы у автора, действительно, были, и он об этом прекрасно знал. Видимо, наперед. Поэтому первый поэтический сборник Брюсова носил название «Шедевры». Он был издан в 1895 году.
Мода того времени была падка на оригинальность и даже экзотичность самовыражения. Брюсов не отставал от новых тенденций, поэтому не боялся открыто демонстрировать восхищение собой. За это его часто высмеивали литературные критики. Но он не сдавался и упорно не выходил из образа.
Работу над созданием своего произведения Валерий Брюсов завершил в 1895 году. Когда автор написал стихотворение, ему было всего двадцать два года. Этот текст стал частью первого сборника поэта «Шедевры».
Жанр, размер, направление
Создавая свое лирическое стихотворение, Валерий Яковлевич мастерски объединил в нем два начала — пейзажную лирику и фантастические элементы. Так, автор рассказывает нам о событиях, за которыми он наблюдал во сне. Это не происходило в реальном мире. Брюсов описывает красоту африканской природы — животный и растительный мир. Хотя сам он там ни разу не бывал.
Стихотворение «Опять сон» создано в духе символизма. Брюсов являлся основоположником именно этого литературного течения.
Литературный размер, использованный в стихотворении «Опять сон», — хорей. Применение перекрестной рифмовки придает произведению особую мелодичность и выразительность.
Композиция
Произведение «Опять сон» включает в себя семь строф, каждая из которых состоит из четырёх строк. В основе композиции лежит рассказ автора о захватывающем приключении, которое произошло с главным героем во сне.
- В первой строфе Брюсов описывает охоту льва за зеброй.
- В следующей части главный герой замечает бегемота, который затаился среди огромных зарослей.
- В третьей строфе Брюсов рассказывает читателю о старинных преданиях, с которыми связано все происходящее.
- В следующей строфе главный герой упоминает племя шустрых карликов.
- Пятая часть описывает неприятную картину. Читатель представляет деревья, охваченные пожаром, и зебру, убегающую от льва.
- В шестой строфе автор описывает природу, которая окружает лирического героя. Из-за непонятного шороха главному герою становится страшно.
- В финальной строфе поэт предается размышлениям. Он пытается понять, кто на самом деле издаёт страшные звуки: медведь или злые духи?
Образы и символы
Раскрыть идею стихотворения «Опять сон» помогают образы-символы, которые описаны автором очень ярко.
Главное место в стихотворении занимает, конечно же, образ лирического героя. Он во сне наблюдает за африканской природой. Читатель замечает, что в образе лирического героя представлен творческий и эрудированный человек, который прекрасно знаком с мифологией и географией. У него очень богатое воображение. Лирический герой стихотворения — настоящий мечтатель. Поэтому даже в названии текста чувствуется разочарование человека, который хотел бы пережить эти приключения в действительности: «Опять сон». Значит, герой уже не в первый раз видит далекие края и упивается экзотическими пейзажами, далекими от серой реальности. Желание оторваться от рутины и вознестись в мир грез является сквозным мотивом в творчестве Брюсова.
Достаточно взглянуть только на названия стихотворений и циклов: «Заветный сон», «Новые грезы», «Первые мечты». В некоторой степени относится это и к произведению «Опять сон».
Все образы экзотических животных символизируют одно — стремление попасть в другой мир и разнообразить свое бытие слиянием с дикой природой. И лишь медведь в конце прерывает идиллию автора: хруст его шагов предвещает пробуждение и возвращение к российской действительности, где львов и гиппопотамов нет. Во сне он видит «глушь пустынь, заката тишь», этой гармонии противопоставляется тяжелая поступь медведя, которая сразу отвлекает героя от высоких дум.
Центральным также является образ природы. Описывая африканскую природу, Валерий Яковлевич использует приём олицетворения. Для лирического героя природа представляет собой одушевлённый организм, который способен мыслить подобно человеку. Именно природа, представленная высокими растениями и экзотическими животными, является главным героем фантастического сна.
Не менее интересны образы сказочных существ. Огненный змей — это дракон, появления которого ждет герой. Во сне ведь все возможно, почему бы и нет? Описывает он и карликов, которые ассоциируются у нас с гномами из какой-нибудь старинной сказки. «Виденья старых басен» — так автор называет этих персонажей, которые могут ожить лишь в его воображении. Сон хорош для героя тем, что дает неограниченное пространство для маневра сознания.
Темы, проблемы, настроение
В основе анализируемого произведения лежит тема сна. Автор описывает видения фантастического и загадочного мира, за которым можно наблюдать лишь в воображении. Он даже сожалеет о том, что это «опять сон», а не явь. Зато во внутренней кузнице фантазии герой оживляет те образы, которые могут существовать лишь в нереальности вымысла.
Тематика и проблематика стихотворения Брюсова «Опять сон» раскрываются в списке:
- Тема фантазии. Во сне герой представляет героев, которые описаны в старинных преданиях. Эти яркие явления затмевают реальность.
- Тема природы. Мир животных всегда был интересен человеку, ведь рассмотреть его подробно мы можем лишь сейчас (благодаря фото и видео ловушкам), а раньше такой возможности не было. Поэтому о жизни экзотических существ люди могли только догадываться и фантазировать. Картины природы в действии снятся герою и пленяют его мысленный взор.
- Проблема зыбкости сна. Герой наслаждается увиденным лишь до пробуждения. Оживить видения ему не под силу.
Перед читателем предстаёт картина мистического и захватывающего мира. В центре внимания — эмоции и переживания главного героя, которые меняются по мере развития событий. Так, в начале стихотворения лирический герой испытывает спокойствие. Однако затем он становится пленником страха. Можно заметить, как по мере развития событий у главного героя усиливается чувство тревоги.
Основная идея
Главная мысль стихотворения «Опять сон» заключается в том, что фантазия может оживить и воплотить даже самые сложные и фантастические образы: экзотических животных, древних духов, сказочных героев. Автор наглядно это продемонстрировал.
Смысл стихотворения «Опять сон» можно выразить так: во сне мы остаемся наедине со своими чувствами и ощущениями, принимающими формы диковинных видений. И благодаря творческим задаткам, начитанности, образности мышления человек может пережить в этом состоянии уникальный чувственный и интеллектуальный опыт.
Средства художественной выразительности
Создать полноценную картину, отражающую эмоциональное состояние главного героя, поэту помогают различные тропы.
- Олицетворения помогают оживить окружающую природу (например, «месяц вышел», «лес не встанет» и другие).
- Эпитеты придают особую выразительность стихотворению («слабый дух», «огненного змея» и так далее).
- Помимо этого, в анализируемом произведении можно заметить и метафоры (к примеру, «тупо тянется», «возмущают дух»).