Анализ рассказа «Грамматика любви» (И. А. Бунин)

Многомудрый Литрекон предлагает читателю ознакомится с анализом рассказа Бунина «Грамматика любви» по плану. Это произведение станет еще интереснее, когда Вы узнаете о нем много нового. Приятного просвещения!

История создания

Рассказ «Грамматика любви» был написан в 1915 году. Бунин написал его, когда ему было уже 45 лет. Зрелый и общепризнанный писатель в ту пору переживал уже не первый успех. Его рассказы «Господин из Сан-Франциско» (1915), «Грамматика любви» (1915), «Лёгкое дыхание» (1916) вызвали много похвал, однако настроение автора было подавленным. Из-за потерь и лишений Первой Мировой войны писатель ощущал «великое душевное разочарование». Судя по дневниковым записям, даже творчество не приносило ему покоя и удовлетворения. В нем он избегал военных тем, желая хоть как-то забыться.

Бунин уже тогда ощущал скорый конец дворянской России, которую беззаветно любил. Поэтому его герои разделили уныние и тоску автора. Все рассказы того периода печальны. В них уже остро ощущается ностальгия Бунина по прошлому, которое не вернуть.

Рассказ «Грамматика любви» вошел в знаменитый сборник «Темные аллеи» и был переведен на французский, английский и другие европейские языки. Сегодня он входит в школьную программу и изучается в гуманитарных вузах.

Жанр, направление

Жанр произведения «Грамматика любви» — рассказ. Перед нами одна сюжетная линия, ограниченное число героев, малый объем. Сам автор дал именно такое жанровое определение своему тексту.

Направление творчества Бунина — реализм. Автор изображал события, соответствующие действительности и эпохе. Его герои — обыкновенные люди, оказавшиеся в типичных обстоятельствах.

Композиция и конфликт

В рассказе «Грамматика любви» мы наблюдаем линейную композицию: события расставлены в хронологическом порядке. Однако автор оживляет структуру ретроспективой: мы то и дело натыкаемся на воспоминания героев о прошлом.

В произведении мы видим несколько конфликтов:

  1. Обывательское мышление против философского. Кучер, как и многие простые люди, полагает, что барин сошел с ума вовсе не из-за Лушки, а из-за своей бедности. А вот более образованные и чувствительные герои видят беду Хвощинского в роковой силе его любви.
  2. Общественный конфликт. Хвощинский не мог жениться на Лушке, потому что она была крестьянской девушкой, а он — барином. Лишь после ее трагической гибели он купил венчальные свечи, чтобы хоть как-то загладить вину. Возможно, именно такое незаконное положение этой связи мотивировало Лушку покончить с собой.
  3. Равнодушие против любви. Если раньше дом Хвощинского был памятником его роковой страсти, то после его смерти имение как будто лишилось жизни: заброшенные земли, развалившиеся постройки — все внушало уныние. Хозяином стал сын Хрощинского и Лушки. Юноша равнодушен к памяти отца и матери, деньги за книги для него дороже памяти. Он готов раздать отцовские реликвии. Противопоставление его с отцом наблюдается и в том, что юноша состоит в пошлой связи с женой дьякона, а его отец всю жизнь посвятил тоске по одной единственной женщине.

Смысл названия

Почему рассказ «Грамматика любви» так называется? Автор позаимствовал название у книги, которую находит Ивлев. Именно в ней раскрывается тайна помешательства Хвощинского. Это произведение он хранил как святыню, даже прятал под подушкой. В красивых сентенциях о любви Ивлев обнаруживает основу мировоззрения помещика:

Тщеславие выбирает, истинная любовь не выбирает. — Женщина прекрасная должна занимать вторую ступень; первая принадлежит женщине милой. Сия-то делается владычицей нашего сердца: прежде нежели мы отдадим о ней отчет сами себе, сердце наше делается невольником любви навеки…»

Суть: о чем рассказ?

Начало июня. Помещик Ивлев едет в свой уезд. Он наслаждается природой: цветочными полями, пением птиц, сладким ветерком. Вскоре погода меняется — небо затягивают темные тучи. Ивлев с кучером решают заехать в гости к Графу, через деревню которого как раз лежит дорога, чтобы дать лошадям отдохнуть. Пахарь, работающий около деревни, говорит, что дома только графиня, но помещик все равно решает заехать на чай.

Во время визита Ивлев узнает от графини, которая сводила все разговоры к любовной теме, что прошедшей зимой умер ее близкий сосед Хвощинский. Всю жизнь помещик Хвощинский посвятил любви к горничной Лушке, погибшей совсем молодой. Ивлев знал эту историю. Он и сам был влюблен в Лушку, хотя судил о ней лишь по рассказам молвы. Но страстная любовь помещика придавала ей таинственности и притягательности. О ней говорили, будто она утопилась.

Ивлев продолжает свой путь. В дороге его мысли занимает покойный помещик, который после смерти своей любимой заперся в ее комнате на 20 лет и не выходил в общество. Ивлеву стало интересно, каким человеком был этот Хвощинский, и он решает заехать взглянуть на место таинственной и сильной любви.

По мере приближения к поместью Хвощинского пейзажи становились беднее и гуще: неровная дорога, высохший пруд, старая платина. Ближе к вечеру Ивлев приезжает в поместье, и под предлогом осмотра библиотеки и приобретения книг просит молодого человека, сидевшего на крыльце усадьбы, провести ему экскурсию. Этим молодым человеком является никто иной, как сын Лушки, он был рад гостю, так как мог удачно продать ему книги. На вопросы о недугах отца юноша отвечает, что это всего лишь слухи.

В зале Ивлев замечает образ, на котором лежат свечи для венчания. И помолвочное кольцо, которое покойный помещик всегда носил с собой, Хвощинский приобрел уже после смерти любимой. Из зала люди проследовали в маленькую комнатку, где находилась лишь железная койка, да два книжных шкафа. Изучая библиотеку, помещик раздумывает о судьбе одинокой души, отгородившей себя от мира и окружавшей себя странными книгами.

Посреди книжных полок помещик видит тонкую книжку и шкатулку, в которой хранилось лушкино ожерелье. Взяв украшение в руки, Ивлев испытывает волнение. Книгой была «Грамматика любви», самая дорогая и ценная в домашней библиотеке, каждая глава которой состоит из изящных и чувственных сентенций о цветах, любви и красоте. На последней странице был филигранно написан стих, который сочинил сам влюбленный.

Прошло полчаса, Ивлев пустился в путь. Из всей личной коллекции он приобрел только одну книгу, но самую дорогую – «Грамматику любви». В дороге его занимали мысли об этой трагичной любви. Они вызывали у него чувства, схожие с теми, что он испытал после осмотра реликвий святой в Италии.

Вот краткий пересказ произведения.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Грамматика любви» перечислены в списке:

  1. Хвощинский — бедный помещик, одержимый любовью к своей горничной. Около 20 лет назад он влюбился в молоденькую крестьянку Лушку, но так и не обвенчался с ней. У них родился сын. Но вскоре Лушка скоропостижно скончалась, а барин потерял покой. Во всем, кроме этой любви, Хвощинский был здравомыслящим человеком, но потеря близкой женщины настолько потрясла его, что он 20 лет прожил в комнате горничной, «насквозь просидел матрац на Лушкиной кровати и Лушкиному влиянию приписывал буквально все, что совершалось в мире: гроза заходит — это Лушка насылает грозу…». Он никого не принимал и почти все время читал, мечтал и грезил о любимой. После ее смерти он купил венчальные свечи и носил кольцо, чтобы компенсировать неудовлетворенность тем, что он опоздал сделать предложение. Последние годы помещик был в депрессии, о чем свидетельствует сделанное им описание цветов в книге: все они означают тоску, горесть, отчаяние. Его библиотека полна мистических книг. Все это характеризует Хвощинского как романтичную натуру, способную на глубокие и всепоглощающие чувства.
  2. Лушка — о ней мы почти ничего не знаем. Ходят слухи, что девушка не была хороша собой, что в ней не было ничего особенного. Ее смерть загадочна. По словам возницы, она утопилась. Но в глазах других людей она приобрела особую значимость благодаря любви Хвощинского.
  3. Ивлев. Молодой скучающий господин, возвратившийся в родные места после отлучки. Родные пейзажи радуют его, но спустя время однообразие утомляет героя. Не радует его и перспектива разговора с соседями. Он очень проницателен, ведь видит насквозь молодую графиню, обнажившую грудь и плечи ради визита постороннего мужчины. Женщину он описывает иронично, замечая, что она сводит все разговоры к любви. Если в юности герой был впечатлительной натурой и сам любил Лушку на расстоянии, вдохновившись чувствами Хвощинского, то теперь он иронично называет ее «эта легендарная Лушка» и относится с пренебрежением к этой истории. Но в финале он меняет свое мнение, поняв глубину любви Хвощинского.
  4. Графиня. Молодая женщина явно скучает в браке и тяготится от одиночества. Визит соседа заставляет ее нарядиться и выплеснуть накопившиеся чувства, никем не востребованные. Она оказывается более чувствительной и глубокой натурой, ведь понимает чувства Хвощинского лучше всех: «во всем остальном он нисколько не был помешан, и я вполне верю этому — просто он был не теперешним чета…».

Темы

Тематика рассказа «Грамматика любви» представлена в списке:

  • Тема трагической любви — основная в рассказе. Хвощинский был поглощен этим роковым чувством и посвятил ему всего себя. В его книге была фраза о том, что первенство в любви принадлежит «милой женщине», которая сильна своей слабостью. Именно она завладевает сердцем человека. Лушка была именно такой. Хвощинский помещался на ней, когда утратил возлюбленную навеки. Он не смог пережить этот удар и оправиться: «И вдруг свалилась на него эта любовь, эта Лушка, потом неожиданная смерть ее, — и все пошло прахом».
  • Тема смерти. После гибели Лушки помещик охладел к жизни и замкнулся в себе. Это запустение души отразилось на всем имении: всюду были следы разрухи, нищеты, небрежности к хозяйству. Духовная смерть Хвощинского произошла не «минувшей зимой», а 20 лет назад, когда он лишился своей избранницы.
  • Тема искусства. Книга об искусстве любви стала единственным утешением для героя. Библиотека была для него целым миром, который отвлекал его от горя и пустоты действительности. Она заменила ему все остальное. В тяжелые минуты творчество может поддержать человека.

Проблемы

Проблематика рассказа «Грамматика любви» изложена ниже:

  • Проблема утраты близкого человека. Главный герой потерял любовь всей своей жизни и не смог смириться с этим, жить дальше. Он зациклился на своем горе и стал его жертвой. Боль не отпускала его до самой смерти.
  • Проблема непонимания. Многие считали Хвощинского сумасшедшим, а его любовь — нелепой. Мало кто разобрался в этой истории, но все спешили осудить барина. Возница даже думал, что герой помешался из-за бедности, а вовсе не потому, что потерял избранницу. Даже Ивлев скептически отнесся к этой драме и передумал лишь в финале.
  • Проблема социального неравенства. Хвощинский не женился на матери своего ребенка из-за сословных преград и предрассудков. Лишь после смерти Лушки он осознал, что не воспользовался шансом, пока он был, и теперь обречен на одиночество.

Основная идея

Главная мысль рассказа «Грамматика любви» выражается в цитате:

«Любовь не есть простая эпизода в нашей жизни, — читал Ивлев. — Разум наш противоречит сердцу и не убеждает оного. — Женщины никогда не бывают так сильны, как когда они вооружаются слабостью. — Женщину мы обожаем за то, что она владычествует над нашей мечтой идеальной. — Тщеславие выбирает, истинная любовь не выбирает. — Женщина прекрасная должна занимать вторую ступень; первая принадлежит женщине милой. Сия-то делается владычицей нашего сердца: прежде нежели мы отдадим о ней отчет сами себе, сердце наше делается невольником любви навеки…»

Автор утверждает, что люди порой недооценивают силу любви: она властвует над нашей жизнью и может ее разрушить. Мы даже не выбираем любовь, она сама приходит и завоевывает сердце. Если женщина мила душе, то ее светлый образ уже никто не вытеснит. Таков смысл рассказа «Грамматика любви».

Чему учит?

Рассказ «Грамматика любви» заставляет задуматься о том, как важно вовремя распознать любовь и насладиться моментом. Ведь человек в любой момент может уйти навсегда. Хвощинский мог бы жениться на Лушке, пренебречь пустыми запретами и условностями среды, и, возможно, она бы не утопилась. Но он тянул время и потерял все. А после крушения надежд нам остается лишь сожалеть и помнить о том, чего уже не вернуть.

Нравственные уроки рассказа «Грамматика любви» сводятся к тому, что не стоит осуждать людей, поглощенных страданием и любовью. Их чувства могут быть глубоки и искренни, а муки и боль — сильны. Им можно лишь посочувствовать.

Автор: Полина Крачун

Читайте также:

комментария 2

  1. Владислав:

    Что за бред про сына Хвощинского? Складывается ощущение, что рассказ не был прочитан. Читается как опусы троечника, который выворачивает язык на пятерку. Тема и конфликт один – любовь. + рассказ учит «насладиться моментом»? просто смехотворно. почитайте антоновские яблоки, Бунин не раз подчёркивает вечность в человеческой жизни, про «момент» речи быть не может.

    • Самый Зелёный:

      Здравствуйте) Давайте по порядку:
      1) «Что за бред про сына Хвощинского?» — о чем Вы? Автор справедливо отметил, что решение героя продать книгу, которая была так дорога его отцу, говорит о его безразличии к памяти покойного и алчности.

      2) «Складывается ощущение, что рассказ не был прочитан» — ложное ощущение, каждую реплику мы можем подтвердить цитатами из произведения.

      3) «Опусы троечника…» — сразу видно, что Вы не педагог, иначе знали бы, как пишет троечник.

      4) «Тема и конфликт один – любовь + рассказ учит «насладиться моментом»? просто смехотворно» — и конфликт, и тема подробно описаны, рассуждение опирается на текст произведения. И да, рассказ учит «насладиться моментом», потому что любовь у Бунина длится недолго и завершается трагически. Имеет смысл насладиться той яркой искрой, которую она дает, ведь потом ничего, кроме сожалений и воспоминаний, не останется.

      5) «Бунин не раз подчёркивает вечность в человеческой жизни» — подчеркивает то, чего нет и быть не может? Когда люди говорят о вечности, мы не совсем понимаем, о чем идет речь? Ни у кого нет соответствующего опыта познания. Это всего лишь абстрактное понятие, которое придает таинственности всему сказанному, не более.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *