Анализ повести «Нос» (Н.В. Гоголь)
Творчество Николая Гоголя занимает значительное место в русской литературе девятнадцатого века. Его произведения являют собой ценное свидетельство о жизни жителей Российской империи девятнадцатого века, а также показывают, в каком направлении мыслила русская интеллигенция того времени. Одним из таких произведений является его сатирическая повесть «Нос», в которой писатель отобразил жизнь в Санкт-Петербурге, какой он видел её. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого произведения.
Содержание:
История создания
История написания повести «Нос» представляет собой весьма интересные факты:
- Идея для повести «Нос» возникла у писателя после его длительного проживания в Санкт-Петербурге в тридцатых годах. Приехавший из далёкой Полтавской губернии Гоголь был очень разочарован в столичной жизни с её суетливостью и равнодушием людей друг к другу. Эти впечатления, наложившись и на неудачу Гоголя на поприще актёра, навсегда сформировали у него мнение о Петербурге, как о злом и жестоком городе.
- Именно под влиянием этих переживаний в 1835 году и была создана повесть «Нос». В публикации произведения Гоголю помог сам А.С. Пушкин, и в 1836 году оно было опубликовано в журнале «Современник».
- Журнал «Московский наблюдатель» официально отверг рукопись Гоголя. Редакторы назвали повесть «плохой, пошлой и тривиальной».
- Повести досталось не только от редакторов, но и от цензуры. Некоторые сцены были переписаны под строгим контролем проверяющей организации. Так, Нос и его владелец должны были встретиться не в Казанском соборе, как в оригинале, а в Гостином дворе.
- Первоначально автор объяснил фантастические события из книги тем, что герою приснился страшный сон, но потом он решил отказаться от пояснения.
Направление и жанр
Повесть нос относится к литературному направлению реализма. Хоть автор и позволяет себе фантастическое допущение, его произведение призвано прежде всего отразить повседневную реальность. Образы, персонажи, их слова и действия приближены к реальности. Читатель может поверить в то, что герои Гоголя могли существовать на самом деле.
Жанр произведения «Нос» можно определить, как повесть. Повествование охватывает небольшой промежуток времени и включает в себя малое число персонажей. Однако сюжет пестрит огромным количеством подробностей и деталей, присутствуют названия реальных мест. Всё это глубже погружает читателя в атмосферу произведения, усиливая его веру в описываемые события.
Реальное и фантастическое в повести «Нос» Многомудрый Литрекон описал в формате таблицы:
Суть: о чём произведение?
Повесть начинается с того, как цирюльник Иван Яковлевич находит в батоне хлеба нос своего знакомого и клиента – коллежского асессора Ковалёва. Находясь в ужасе и желая избежать проблем, Иван выкидывает свою находку в Неву.
В тот же день Ковалёв обнаруживают пропажу. Выйдя на улицу, он внезапно натыкается на собственный нос, который зажил собственной жизнью, надел мундир статского советника и спокойно разъезжает по Санкт-Петербургу. Нос явно не хочет возвращаться на своё место и при первой же возможности скрывается от Ковалёва.
Герой спешит в редакцию газеты, чтобы подать заявление, но чиновник отказывает в помощи, не желая втягивать газету в скандал и вредить её репутации. Абсолютно равнодушен к проблеме Ковалёва и частный пристав, который, будучи не в духе, даже не стал слушать его.
В отчаянии Ковалёв возвращается домой, считая свою жизнь оконченной. Спасение приходит в облике полицейского, которой возвращает герою его нос, который пытался уехать в Ригу по поддельному паспорту.
Однако нос решительно отказывается возвращаться на своё место. Ситуацию не может исправить даже вмешательство врача, который, как оказывается, никогда никому не помогает, а только берёт деньги за приём.
Ковалёв подозревает, что во всех его злоключениях виновата Александра Подточена, которая таким образом хочет женить его на своей дочери, но эти подозрения не подтверждаются.
Ковалёв и его нос оказываются под пристальным вниманием всех сплетников и зевак города. Через некоторое время нос, к счастью для героя, прирастает обратно к его лицу, и жизнь Ковалёва возвращается в привычное русло.
Главные герои и их характеристика
Система образов в повести «Нос» отделилась от книги и убежала в таблицу Многомудрого Литрекона:
герои повести «нос» | характеристика |
платон ковалёв | кавказский коллежский асессор. пустой, пошлый и невежественный человек, который жаждет лишь карьерного роста и невесты с хорошим приданным. любит называть себя майором. довольно высокомерный человек по отношению к тем, кто находится ниже его на социальной лестнице. перед вышестоящими лицами робеет, лепетал даже перед своим собственным носом, потому что тот был выше его по званию. |
нос | часть тела ковалёва, отделившаяся от хозяина. обладает собственным сознанием, умеет говорить и даже хмурить брови. набожен. некоторое время успешно дурачил окружающих, выдавая себя за статского советника, но провалился из-за плохо подделанных документов. нос успешен в делах благодаря своей наглости и слепоты окружающих, которые готовы принять даже нос, если он обладает чином. |
иван яковлевич | цирюльник. неопрятный и грубый человек. склонен к пьянству. до ужаса боится привлекать к себе внимание властей, из-за чего даже готов оставить ковалёва без носа на всю жизнь. |
образ города | санкт-петербург представлен во своем шумном и суетливом многообразии: везде люди, гомон, толкотня, но никому нет дела до человека и его беды. ковалев сталкивается с чудовищным равнодушием и цинизмом. горожане безразличны до слепоты: принимая нос за полноценного человека, они демонстрируют, что готовы принимать кого-угодно, лишь бы при нем был чин. на личность никто не обращает внимания, и все отношения в столице построены на формализме и расчете. |
Темы
Тематика повести Гоголя «Нос» тоже весьма своенравна и предпочитает свободно разгуливать по данной странице. Если она Вам насолила, пожалуйтесь на нее Многомудрому Литрекону в комментариях:
- Город – Санкт-Петербург в повести представлен, как суетливое и беспокойное место, где постоянно что-то происходит, а люди постоянно спешат и не замечают ничего вокруг себя, полностью подчиняясь предписаниям и правилам, какими бы абсурдными они ни были. Им некогда думать, они служат. Так и главный герой приехал за повышением, но нашел лишь безразличие, холодность и цинизм.
- Маленький человек. Прибыв в Петербург, Ковалев испытывает на себе ожесточение и давление властной столицы и осознает свою полную беспомощность. Герой смиряется с судьбой, так как чин носа не позволяет ему преодолеть робость и вернуть его на место. Слабость и нерешительность персонажа ставят его в один ряд с маленькими людьми.
- Реальное и фантастическое – в повести есть одно большое фантастическое допущение в виде носа, наделённого всеми человеческими чертами. Автор также показал абсурдную реакцию окружающих на ожившую и отделившуюся часть тела. В остальном Гоголь стремится изобразить окружающую действительность такой, какая она есть.
- Быт и нравы Российской империи того времени – писатель изобразил бюрократизм, равнодушие, мелочность, чинопочитание и мещанство, которые он видел сам, долгое время прожив в Петербурге.
- Карьера и её влияние на личность – Гоголь с явной неприязнью описывает российских чиновников. По его мнению, карьера чиновника постепенно опустошает человека. Делает его мелочным и жалким, превращает его из полноценной личности в маленький винтик в огромной государственной машине. Так, никто из героев при должности не разбирается в проблеме Ковалева, все просто выполняют ряд формальностей и создают видимость работы.
Проблемы
Проблематика повести «Нос» хорошо знакома каждому современному жителю России:
- Чинопочитание – на примере самого Ковалёва, который оробел перед собственный носом только из-за того, что тот был одет в мундир статского советника, Гоголь показывал, до каких крайностей дошло чинопочитание в Российской империи. Мундир приобретает такую власть, что вводит в заблуждение не только Платона, но и всех вокруг. В мундире даже нос становится значимым и уважаемым лицом.
- Пьянство – на примере Яковлева писатель показывает, что пьянство свойственно опустившимся людям и всегда идёт бок о бок с трусостью и неряшливостью.
- Раболепство – жители Петербурга в повести Гоголя показаны, как подавленные личности, безоговорочно подчиняющиеся предписаниям и слепо повинующиеся вышестоящим, только из-за статуса, а не собственных убеждений.
- Невежество – автор показывает людей, живущих самыми низкими потребностями, не думающих ни о чём высоком, не способных заглянуть дальше рамок, поставленных им обществом и государством.
- Внутренняя пустота – внутренний мир всех персонажей повести пуст и убог. Они давно погрязли в эгоизме и лени. Всё, что их волнует — это стабильный заработок и внутренне спокойствие, и это желание не может развеять ничего, даже страдания других людей, к которым герои абсолютно равнодушны.
- Бюрократия – образ российского бюрократа – частый гость в творениях Гоголя. «Нос» не является исключением. Писатель показывает нам чиновников, которые стремятся не помогать людям и управлять страной, в чём и заключается их долг, а заниматься построением собственной беззаботной жизни и не делать ничего, что может навредить им самим. Бюрократия у Гоголя настолько захватила жизнь людей, что нос Ковалёва разоблачают не по внешним очевидным признакам, а по поддельному паспорту.
- Пошлость – в душах петербуржцев, изображённых Гоголем нет места искренней привязанности и любви. Они одержимы холодным расчётом и слепым стремлением удовлетворить свои низкие потребности.
Смысл
Гоголь показал нам типичных обывателей своего времени. Чиновники средней руки, лавочники, газетчики и прочие мещане представляют собой настоящий калейдоскоп грубости, пошлости, алчности и духовной немощности, которые писатель безжалостно клеймил большую часть своей жизни. Это и есть главная мысль повести «Нос» — осуждение реальных пороков общества посредством гротеска и фантастического допущения.
По мнению Гоголя, столица сосредоточила в себе самые худшие черты российской действительности, которые теперь стали настолько повседневными и обыденными, что представить жизнь России без них уже попросту невозможно. Основная идея Гоголя в повести «Нос» — это демонстрация того, что люди стали заложниками формализма и бюрократии, и теперь всякое существо оценивается только по мундиру, а не по своей сути.
Чему учит?
Автор повести «Нос» осуждает грубость, пошлость, коррупцию, равнодушие и мелочность и заставляет задуматься о том, как мы слепы в погоне за материальными ценностями и выгодными знакомствами. Даёт нам яркий пример нездорового общества и того, как жить не надо.
Повесть «Нос» имеет ярко выраженную мораль — учит нас мыслить шире, смотреть на мир своими глазами, а не слепо подчинятся чьим-то предписаниям. Вывод из книги можно сделать такой: нужно жить не только телом, но и душой.
Художественное своеобразие
Николай Гоголь любил использовать в своем творчестве разнообразные тропы и средства выразительности:
- Гротеск: самостоятельность Носа по отношению к хозяину и робость Ковалева, который не может вернуть часть тела из-за разницы в чинах;
- Гипербола и олицетворение: Нос не только приобретает человеческие черты, но и намеревается пересечь границу и достает поддельный паспорт. Автор не только «очеловечил» его, но и наделил самобытным и авантюрным характером.
- Ирония: «Доктор <…> имел прекрасные смолистые бакенбарды, свежую, здоровую докторшу». Так автор поставил в один ряд и внешнюю особенность лица доктора, и его жену, намекая на ничтожность женщины, которая лишь прилагается к мужу как бакенбарды.
Критика
Интеллигенция того времени очень живо отреагировала на творение Гоголя. Сам А.С. Пушкин помог опубликовать книгу в «Современнике», назвав её невероятно оригинальной, весёлой и неожиданной.
Повесть не прошла мимо Виссариона Белинского, который увидел в ней крайне актуальный социальный комментарий, осуждающий косность и бюрократизм русского общества. Его поддержал и С.Г. Бочаров, который утверждал, что автор заставил людей взглянуть правде в глаза. В.В. Набоков считал «Нос» одним из самых удачных творений Гоголя.
Однако не все разделили этот энтузиазм. Например, Н.Г. Чернышевский называл повесть старым «анекдотом», и считал, что Гоголь ничего нового не придумал, а просто пересказал старое.
Автор: Михаил Щепин
…в 1935 году и была создана повесть «Нос». В публикации произведения Гоголю помог сам А.С. Пушкин, и в 1936… Вы уверены что не ошиблись с веком?
Спасибо, исправили)
гоголь это 19 век а не 20……..
Спасибо, исправили)