Анализ рассказа «Золотой петух» (А.И. Куприн)

Рассказ «Золотой петух» – одно из немногих произведений А.И. Куприна, написанных под впечатлением от красоты французской природы. Эта лирическая зарисовка показывает, что даже обычные явления могут показаться прекрасными и даже интересными. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения по плану.

История создания

Рассказ «Золотой петух» – одно из произведений, написанных А.И. Куприным за рубежом. 

Выступая за Белую армию во времена Гражданской войны, писатель не смог оставаться на Родине после поражения своей стороны. Эмиграция далась ему тяжело, как и многим его соратникам: людям было сложно найти достойную работу и адаптироваться в новых условиях.

Куприн жил в Финляндии, а затем и во Франции. Именно здесь в 1923 году, будучи очарованным красотами живописного Виль-д’Аврэ, он написал рассказ «Золотой петух». Литература давала ему стимул бороться с судьбой и преодолевать трудности. Он не прекращал работать, хоть и не знал порой, удастся ли опубликовать его труды.

Жанр, направление

«Золотой петух» – это не просто рассказ, это лирическая зарисовка, наполненная описаниями, сравнениями, а главное – эмоциями самого автора. 

Куприн придаёт особое значение описаниям природы и процессам внутри неё. Точное и детальное отображение течения обычного утра знаменуют принадлежность произведения реалистическому направлению.

Композиция и конфликт

Как такого конфликта в рассказе нет. Это обусловлено тем, что произведение представляет собой восхищение красотой и величественностью природы – от крика петуха и до аромата трав. 

Однако уловить критическую точку всё же можно, но лишь в конце рассказа: 

«Я знаю сам, что я всего лишь слабый, жалкий человек, не более. Мое сухое сердце не вместит неистовых священных восторгов петуха, воспевающего своего золотого бога». 

В этом заключается следующая главная мысль писателя в рассказе «Золотой петух»: человеку не дано понять то, что чувствуют существа, всё ещё близкие природе. Люди всё дальше уходят от первозданной неделимости с природой, теряя ощущение беспричинной радости и восторга от красоты мира. 

Рассказ «Золотой петух» интересен с точки зрения своей композиции: начиная с описания утра – неспешного и умиротворённого – писатель переходит к динамичности крика петуха. «Сила и пронзительность петушиного крика» придают живости всему повествованию. Куприн будто наращивает интенсивность действия, подходя к финалу произведения. Он рассуждает о масштабах утреннего крика петухов, о распространённости этого явления, о том, что вовлечено в этот процесс. И лишь появление солнца прерывает поток размышлений: 

«Вот и солнце. Еще никогда никто — ни человек, ни зверь, ни птица — не сумел уловить момента, когда оно появляется, и подметить секунды, когда все в мире становится из бледного розового — розово-золотым, золотым. Вот уже золотой огонь пронизал все: и небо, и воздух, и землю». 

Рассуждая о солнце и его связи с петушиным хором, Куприн приходит к финалу, где человек тревожит петуха, оставаясь в итоге наедине со своими мыслями о произошедшем.

Смысл названия

Смысл названия рассказа «Золотой петух» можно рассматривать с двух точек зрения. 

  1. Золотым Петухом автор называет обычного петуха, чьи перья блистают в лучах утреннего солнца, когда он заводит свою песню: «В ярких солнечных лучах почти ослепительно сверкало золото его мундира, блестели зеленые и голубые отливы его доспехов вороненой стали…». Куприн называет и сами звуки, издаваемые петухом, золотыми. 
  2. Золотой Петух – это солнце: «Великий Золотой Петух выплывает на небо в своем огненном одиночестве». Писатель отождествляет петуха, заводящего свою утреннюю песню перед появлением на небе огненного шара, и солнце, также стремящегося к встрече с петухом. Они во многом похожи: пробуждаются раньше людей и оповещают их о наступлении нового дня. 

Суть: о чем рассказ?

«Золотой петух» – это рассказ о необыкновенности и красоте петушиного крика как постоянного явления. Рассказчик описывает красоту утренней природы, уделяя особое внимание первым возгласам петухов. Писатель размышляет о том, чем вызван крик птиц: празднованием самого долгого солнечного дня в году? Или празднованием «дня трехсотого тысячелетия памяти Древнего Петуха — праотца всех петухов на свете»? 

Будучи восхищённым происходящим, рассказчик даже решается поинтересоваться у одного из петухов о его участии в утреннем хоре. В финале рассказа герой приходит к выводу, что хоть ему и недоступен истинный восторг от прихода солнца, как у петухов, но он может просто радоваться солнцу, наслаждаясь прекрасными моментами. 

Главные герои и их характеристика

Характеристика героев представлена в таблице:

Рассказчик эмоциональный и чувствительный человек. Его восхищение, казалось бы, обыкновенными явлениями, показывает, что он может видеть красоту во всём. То, с какой одухотворённостью и внимательностью рассказчик описывает природу, наталкивает на мысли о принадлежности героя к творческой профессии. Важно и то, как герой реагирует на неприятности: несмотря на грубый ответ петуха, рассказчик не падает духом и продолжает радоваться солнцу. 
Петух гордая птица, не обратившая особого внимания на рассказчика. Огромный лоншанский петух выказывает презрение по отношению к человеку, обратившемуся к нему. Это вызвано не столько горделивостью или надменностью, сколько, вероятнее всего, простым непониманием. 

Образ петуха может восприниматься и иначе в рассказе: это характер не конкретной птицы, повстречавшейся рассказчику, а собирательный образ всего петушиного хора. Писатель представляет птицу как величественное и умное существо, отличающееся преданностью своему делу. 

 Солнце Золотой Петух, огненный шар, значимое явление природы. Солнце символизирует наступление нового дня – начала чего-то нового, обновление. Рассказчик сравнивает солнце с Фениксом, что говорит о могуществе и незыблемости огненной звезды.

Темы 

В рассказе «Золотой петух» затронуты следующие темы:

  1. Тема красоты и необыкновенности природы. Реалистичные картины утреннего пробуждения растений и животных, подробные описания звуков и красок пригорода – всё это показано автором, чтобы в который раз упомянуть о чудесах и радости, которые подарены нам природой. 
  2. Тема отношений человека с природой. Данная тема затронута в рассказе косвенно, однако её упоминание и составляет финал произведения. Куприн восхищается силой природы, преданностью петухов своему ремеслу, величественностью и постоянством солнца. И это восхищение наталкивает на мысли о несовершенстве самого человека в отношениях с природой. Писатель подчёркивает, что он неспособен познать настоящее чувство единения с природой, как это может сделать петух. Однако финал всё же вселяет надежду: радость и наслаждение от любования природой остаются доступными для человека.

Проблемы 

В рассказе «Золотой петух» можно выделить проблему поиска прекрасного в обыкновенном. Петушиный хор, восход солнца – это привычные явления, в большинстве случаев не вызывающие огромного восторга. Однако Куприн преподнёс эти процессы так, что, пожалуй, каждый читатель захотел услышать тот самый мощный и громогласный крик петуха, ощутить первые лучи солнца на своём лице и порадоваться наступлению нового дня. 

Поиск прекрасного в обычном – это умение радоваться мелочам и замечать хорошее в самом простом. Обращаясь к этой проблеме, писатель надеялся показать читателям красоту окружающего мира и научить задумываться над тем, что же видят они, а главное – что при этом чувствуют.

Основная идея 

В рассказе «Золотой петух» заключен важный смысл: красота и сила природы, а также существ, относящихся к ней, неизмерима. Процессы, которые кажутся нам обычными и зачастую не вызывающими интереса, проходили целые века развития, изменяясь или оставаясь в первозданном виде. Человеку иногда необходимо обратить внимание на величественность и значимость отдельных явлений, ведь из них и состоит настоящая жизнь.

Главная мысль рассказа «Золотой петух» заключается в том, что человек должен научиться черпать счастье из обыденных, казалось бы, вещей — из яркого солнечного света, из громкого петушиного крика, из красоты теплого утра.

Чему учит?

Рассказ «Золотой петух» учит читателей видеть прекрасное в обыкновенном, обращать внимание на детали. В произведении рассмотрен, казалось бы, лишь утренний крик петуха, а также упомянут восход солнца, однако эти простые явления вызвали в рассказчике бурю эмоций. 

Испытывать чувства, видеть прекрасное, радоваться жизни и всему тому, что происходит в природе – именно к этому призывает автор, описывая красоту окружающего мира. Куприн заставляет задуматься о том, как важно вовремя остановиться и почувствовать, как прекрасен мир вокруг нас.

Художественные особенности

Куприн пишет рассказ «Золотой петух» понятным языком, чтобы и дети, и взрослые, могли окунуться в мир живописного Виль-д’Аврэ.

Рассказ наполнен множеством средств художественной выразительности: эпитеты («сладкая уверенность», «нежная ясность», «наивные ароматы»), олицетворения («тучи задержали солнце», «звенят солнечные лучи», «деревья поёживались»), сравнения (сравнение петушиного хора с войском древнего Рима, сравнение солнца с Фениксом). 

Обилие средств художественной выразительности помогает автору детально и эмоционально описать природу. 

Автор: Татьяна Булычева

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector