Анализ стихотворения «Москва! Как много в этом звуке…» (А.С. Пушкин)

Александр Сергеевич Пушкин — любимый поэт и писатель многих граждан нашей страны. Его по праву можно назвать величайшим творцом, который за свой творческий путь создал огромное количество выдающихся произведений, навсегда вошедших в историю отечественной литературы. Интересно, что творчество Александра Сергеевича охватывает аудиторию разных возрастов, ведь он писал произведения как для взрослых, так и для детей. В своих произведениях Александр Сергеевич затрагивал различные темы: дружба, любовь, природа, свобода. Одно из самых красивых его произведений посвящено нашей столице. Анализ стихотворения «Москва! Как много в этом звуке…» по плану поможет Вам лучше его понять. Приятного просвещения!

История создания

Стихотворение «Москва! Как много в этом звуке…» представляет собой фрагмент из романа Александра Пушкина «Евгений Онегин». Над своим грандиозным романом поэт трудился на протяжении семи лет. Автор приступил к нему в 1823 году. Но до сих пор неизвестна точная дата написания стихотворения «Москва! Как много в этом звуке…».

Как известно, поэт трудился над написанием романа в то время, когда Москва уже не считалась официальной столицей. Однако она превратилась в настоящую столицу христианской религии, ведь именно здесь расположилась Патриархия православной церкви. Кроме того, Москва была сердцем России, где европейские нововведения не вытесняли национального колорита и древних традиций. Из-за этого многие столичные дворяне считали Москву весьма провинциальной. Тем не менее, она оставалась значимым центром культурной и коммерческой жизни. Именно в этот город переехала Татьяна после замужества.

Свое стихотворение Александр Сергеевич посвятил родному городу, где прошли его детские годы. В качестве характеристики города автор использует исторический факт: известно, что Наполеон ждал капитуляции Москвы и России в Петровском дворце. Он послал адьютантов в вестью о покорении города. Но Александр Первый и не думал завершать войну. Было ясно, что армия противника нуждается в отдыхе и не может продолжать путь. Более того, желаемой передышки Наполеон так и не получил. Москва встретила его не хлебом и солью, а пожарами, погромами, исходом большей части жителей. Дворянство не присягнуло чужаку, купцы разъехались, армию никто не снабжал. Именно поэтому Наполеон истощил в городе последние силы и не смог завершить поход победой. Завоеванная территория встала ему поперек горла.

Жанр, размер, направление

Если следовать формальной точке зрения, то будет не совсем корректно, если стихотворение «Москва! Как много в этом звуке…» будет названо отдельным произведением. Читатель знакомится с эмоциональным воспоминанием автора о прошлом столицы, лирическим отступлением в романе.

Свое произведение Александр Сергеевич написал, придерживаясь законов реализма.

Особую эмоциональность стихотворению придаёт четырёхстопный ямб. В произведении происходит чередование мужской и женской рифмы.

Композиция

Можно заметить, что композиционный строй произведения «Москва! Как много в этом звуке…» имеет линейную структуру. В стихотворении отчётливо выражены три смысловые части.

  1. В первой части Александр Сергеевич делится своим восхищением с читателем по поводу величия Москвы. О состоянии восторга автора свидетельствует его высокопарное обращение к столице.
  2. В следующей части Пушкин предается дорогим воспоминаниям. Выдающийся поэт рассказывает нам о Петровском замке, где прятался французский император Наполеон во время пожара. Автор даёт нам понять, что армия Наполеона оказалась бессильной перед таким величественным городом.
  3. В финальной части автор нам описывает французского правителя, который чувствует себя бессильным после поражения.

Образы и символы

В стихотворении «Москва! Как много в этом звуке…» автор изобразил три главных образа, с помощью которых раскрывается основная идея произведения.

Образ сильной и гордой Москвы. В стихотворении автор рассказывает о своих размышлениях о столице. Для Пушкина Москва — это не просто великий город. Москва в представлении Александра Сергеевича становится символом Родины. Поэт проводит параллель между Москвой и звуком, в котором содержится богатая палитра чувств и эмоций. Автор использует приём антитезы, противопоставляя победивший город и выдуманную Москву, которую желали покорить французы. Жители Москвы не преклонили колени перед Наполеоном, разрушили его иллюзии. Ключи от старого Кремля никто не принес, что говорит о гордости и силе духа людей. Они не собирались сдаваться. Напротив, Москва предпочла сгореть, но не достаться врагу. В этом проявляется неразрывная связь города и страны.

Образ Петровского замка. Описывая Петровский замок, автор отмечает «мрачно он недавнею гордился славой». Именно здесь к французскому императору пришло осознание, что он уже вступил в русский город, однако он ещё не победил Россию. Пленение второй столицы стало началом поражения армии Наполеона. Москва погубила амбиции своего захватчика и стала отравленным плодом, захват которого повлек за собой разгром. Замок из резиденции императора превратился в башню из слоновой кости, где Наполеон был пленником своих иллюзий.

Образ Наполеона. В образе Наполеона Бонапарта перед нами предстаёт французский император, который опьянен предчувствием своей скорой победы. Наполеон не осознает тот факт, что его победы близки к завершению. Наполеон мечтает покорить Москву и Россию — в этом заключается его заветная мечта. Читатель замечает, что автор позволяет себе насмешку в адрес Наполеона, называя его «нетерпеливым героем». Ведь не захватив и половины территорий, он уже хотел добиться капитуляции России. Естественно, никто не признал его триумфа, ключей от Кремля никто не принес. Жители предпочли сжечь город, а не сдать его. Император оказался в смешном положении и осознал масштаб происходящего:

Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.

Победной радости как ни бывало.

Темы, проблемы, настроение

Центральное место в стихотворении «Москва! Как много в этом звуке…» занимает основная тема стойкости и героизма города, который борется с тиранией и жестокостью. Анализируемый отрывок, как и все произведение «Евгений Онегин», пронизано чувством истинного патриотизма. Автор искренне восхищается и гордится историей своей великой страны. Читатель, знакомясь с произведением, разделяет вместе с поэтом чувство гордости за величие Москвы.

Тема гордости за свою страну звучит не менее отчетливо. Каждое «русское сердце» чувствует эмоциональный подъем, убедившись в стойкости города, в его непокоренном духе.

Проблема войны тоже затронута автором. Москве пришлось заплатить огромную цену за то, чтобы не поддаваться захватчику. Город сгорел и обезлюдел.

Настроение стихотворения «Москва! Как много в этом звуке…» приподнятое, оптимистичное. Читатель предчувствует победу над Наполеоном.

Основная идея

Главная мысль произведения «Москва! Как много в этом звуке…» заключается в нерушимой силе Москвы, которая готова с доблестью и отвагой защищать честь и независимость. Весь народ по праву гордится этим городом, который вынес всю тяжесть наполеоновского нашествия, но не сломался. Поэтому у каждого из нас «много отозвалось» в сердце при одном упоминании Москвы.

Автор утверждает, что главная задача тиранов заключается в собственном самоутверждении. А вот обычным людям всегда свойственны искренность, правда и борьба за справедливость. Поэтому Наполеон так и не дождался ключей от Кремля. Москва предпочла пожары его владычеству. Она горда и непреклонна. Таков смысл стихотворения «Москва! Как много в этом звуке…».

Средства художественной выразительности

Различные тропы помогают максимально точно описать величие и непобедимую силу русской столицы.

  1. Метафоры («не пошла Москва моя», «счастьем упоенный») и эпитеты («грозный», «мрачный», «повинный») отражают настроения поэта.
  2. В произведении также можно встретить антитезу («для сердца русского слилось») и риторические отрицания («не праздник», «не пошла» и другие).

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *