Анализ стихотворения «Некрасивая девочка» (Н. А. Заболоцкий)

Николай Алексеевич Заболоцкий известен как поэт и переводчик. Состоял в союзе писателей СССР, написал множество лирических произведений, в которых изложил философские мысли о бытие человека и разуме. Судьба Николая Заболоцкого была совсем не из простых. Годы, проведенные в Сталинских лагерях и ссылках, оставили неизгладимый отпечаток на творчестве поэта, пропитыв тематику его работ грустью и суровостью. Одно из самых известных стихотворений Заболоцкого — это «Некрасивая девочка», произведение, затрагивающее важные темы в жизни каждого из нас.

История создания

Предпосылкой для создания стихотворения «Некрасивая девочка» была обычная повседневная сцена, которую наблюдал в одних из Московских двориков Заболоцкий. Это была игра обычных детей во дворе, среди которых особенно выделялась своим некрасивым лицом маленькая девочка. Заболоцкого привлек контраст между неказистой внешностью девочки и ее особенной притягательностью — душевной красотой.

В 1955 году Заболоцкий уже страдал от проблем со здоровьем. Сталинские лагеря «наградили» его хроническими болезнями. Но решающий удар был нанесен его супругой, Екатериной Клыковой. Она ушла от мужа к другому мужчине. Но отношения на этом не завершились. Позже супруга вернулась, когда Заболоцкий был уже женат на другой. Все эти семейные сцены подорвали его и без того хлипкое здоровье. В 1955 году он пережил первый инфаркт, а через два года второй, оказавшийся роковым. Поэтому данное стихотворение следует считать одним из последних. Славу и признание оно принесет автору уже после его смерти — в период оттепели, когда публикация работ Заболоцкого станет возможной.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Некрасивая девочка» — элегия. Произведение пропитано печальным настроением, а также философскими рассуждениями о важных вопросах жизни. Все это умело сплетено с лиризмом и эмоциональной подачей.

Размер — пятистопный ямб, сочетающий в себе множество видов рифмовок, но преобладает кольцевая.

Заболоцкий был модернистом, особенно же в его в произведениях преобладала философская мысль и рассуждение, разум как таковой. В стихотворении «Некрасивая девочка» прослеживается философская лирика.

Смысл названия

Название стихотворения, «Некрасивая девочка» — это его главная мысль и проблематика. После прочтения стихотворения многие могут согласиться с автором, что внешняя красота в человеке — не главное, внутренняя составляющая гораздо важнее и притягательнее.

Но при всем понимании данной мысли название стихотворения все же «Некрасивая девочка» – именно первое неосознанное впечатление, которое она производит в смотрящем на нее человеке и с этим ничего не поделать, пускай даже люди будут трижды убеждены в незначительности внешнего облика.

Образы и символы

Центральный образ в стихотворении — та самая «некрасивая девочка». Она напоминает лягушонка: «рот длинен, зубки кривы, черты лица остры и некрасивы». Но ее от других детей отличает то, что чужая радость для нее «как своя». Она ликует и смеется, потому что счастлива за другим. Мальчики получили велосипеды, а она, не имея ничего, все равно радуется. У нее нет зависти и обиды. Счастье для героини — это не обладание велосипедом, а мгновение жизни, в котором всегда найдутся поводы для улыбки.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!

Автор переживает лишь за то, что в более сознательном возрасте девочка поймет, что некрасива, и ее сердце «сломается» — станет завистливым и озлобленным из-за обиды на жизнь и более удачливых девочек. Но автору хочется верить, что пламень перетопит эти негативные чувства. Образ рвения, стремления и источник харизмы девочки автор отражает через символ пламени души:

«Чистый этот пламень, который в глубине ее горит, всю боль свою один переболит»

Именно этот «пламень» являет собой ту особенность, по которой Заболоцкий выделил из всех играющих ребят именно эту девочку. «Младенческая грация души» — вот что заменяет героине изящество.

В конце произведения автор сравнивает красоту с пустым сосудом, который без наполняющего его содержимого — просто оболочка и пустышка, и противопоставляет ее же с огнем, все в том же сосуде, задаваясь вопросом – где же истинная красота? Ответ ясен: ее источник следует искать в духовности.

Лирический герой произведения «Некрасивая девочка» — человек чувствительный и эмпатичный. Но он далек от показного оптимизма. Ему лишь «хочется верить» в то, что огонь душе не померкнет с годами. Он не знает наверняка. Однако в его силах сделать мир для девочки немного добрее: он убеждает людей, что красота — это не сам сосуд, а пламя внутри него. Эта мудрость поможет окружающим принять героиню такой, какая она есть.

Темы, проблемы, настроение

Основной темой произведения «Некрасивая девочка» является духовная человеческая красота. Она важнее внешности, поэтому не стоит судить человека только по внешним признакам. Огонь, мерцающий в сосуде, ценнее самой оболочки, которая может оказаться пустой. Ведь оценки внешности всегда субъективны и относительны, а положительные качества ценятся людьми во все времена.

Главная проблема в произведении «Некрасивая девочка» — влияние «стандартов красоты» на общество. Красота являлась одной из главных тем и вопросов еще с античных времен. Проблема эстетики волновала греческих мыслителей и философов, но даже много лет спустя не потеряла своей актуальности. Ведь ее понятие постоянно меняется, однако во все эпохи оно формировало некие стандарты, несоответствие которым делало человека изгоем. Из данной проблемы вытекает и следующая: суждение общества о человеке по признаку внешности. Как много случаев в школах, когда человек становится объектом насмешек только потому, что не вписывается в общепринятые стандарты красоты? Это разочаровывает автора, и он задает читателю в завершении произведения риторический вопрос:

«Что есть красота и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» — это ключевая фраза всего стихотворения.

Лирический герой в произведении наблюдает за девочкой, рассуждая о ее внешности и судьбе.

В первой части стихотворения описывается преимущественно внешность героини, которая не отличается красотой, и все же дети в таком возрасте не слишком обращают внимание на внешние данные. Но не очень привлекательному облику автор сразу же противопоставляет духовное богатство ребенка — умение радоваться за других, отсутствие зависти и злобы. Поэтому еще одной темой произведения можно назвать противопоставление внешнего и внутреннего содержания.

Вторая же часть произведения омрачается мыслями автора по поводу взросления девочки. Сверстники будут надсмехаться над ней, и ее душа может стать озлобленной и завистливой. Так он раскрывает проблему агрессивной детской среды: именно ровесники покажут девочке, что она «дурнушка». Именно их оценки заставят ребенка чувствовать себя неполноценным.

Но все же тлеет надежда у поэта, что душевное пламя героини поможет ей справиться с нападками и преодолеет любые испытания. Так автор раскрывает тему силы духа: у девочки с таким горячим сердцем хватит мужества пережить травлю.

Настроение стихотворения «Некрасивая девочка» меняется по ходу повествования: сначала оно радостное, жизнеутверждающее, потом оптимизм сменяется тревогой за будущее девочки, а в финале мы все-таки ощущаем надежду на то, что люди распознают пламя в не самом изящном сосуде и оценят его по достоинству.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Некрасивая девочка» состоит в том, чтобы подвести читателя к вопросу о самой сути красоты. Автор склоняется к тому, что красота — это «огонь, мерцающий в сосуде». В ребенке его привлекла не кукольная внешность, а «младенческая грация души». Поэтому хочется верить в то, что это духовное богатство поможет героине не сломаться под натиском насмешек.

Все же главная ценность в человеке — не его внешний облик, а душевное состояние, при всей важности красоты внешней, она уступает красоте духовной — таков смысл стихотворения «Некрасивая девочка». Ведь внутренний облик способен преобразовывать и внешнюю сторону человека, придавая особую харизму и индивидуальное очарование.

Чему учит?

Произведение автора учит не судить о человеке по внешности, ведь порой даже за самой отталкивающей оболочкой скрывается совершенно удивительная и светлая душа.

Стихотворение «Некрасивая девочка» заставляет задуматься о том, что дети склонны меньше внимания обращать на душевные качества, отдавая предпочтение суждению по внешности, в силу своего возраста и элементарного непонимания. Поэтому взрослые должны объяснить детям, что внутренний мир намного важнее привлекательного «фасада».

Средства художественной выразительности

Заболоцкий использует в описании девочки множество эпитетов, которые помогают в создании образа у читателя: «бедная дурнушка», «худая рубашонка» и другие.

  • Особенно можно выделить метафоры и метафорические обороты, которые передают внутреннюю красоту девочки: «младенческая грация души», «чистый этот пламень, который в глубине ее горит, всю боль свою один переболит» «чужая радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется»
  • Риторические вопросы передают дополнительный философский оттенок произведению: «И почему ее обожествляют люди?», «Или огонь, мерцающий в сосуде?»
  • Можно найти и сравнение: «Она напоминает лягушонка».

Автор: Артем Иволга

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *