Анализ стихотворения «Сосны» (Б.Л. Пастернак)

Пейзаж в творчестве Бориса Пастернака обладает особыми характеристиками. Он выступает в роли живого действующего лица, дает основной толчок развитию лирического сюжета. Пейзажную лирику поэта отличают философские мотивы: в ней автор соединяет природу и человека. Многомудрый Литрекон подготовил подробный анализ стихотворения «Сосны» по плану. Приятного чтения!

История создания

По воспоминаниям Ольги Петровской, это стихотворение связано с дачей Бориса Пастернака в Евпатории – все, кто ехал к нему в дом, знали, что весь день будет проведен среди деревьев. Поэт тщательно выбирал красивые места, баловал ими своих гостей. Так, и описанные в стихотворении «Сосны» деревья невольно ассоциируются с поляной, заросшей цветами и благоухающей, где Пастернак располагался прямо на земле, смотрел на высокие верхушки и читал стихи под могучими кронами.

Написанное в 1941 году, в сложное для страны время, стихотворение магическим образом отвлекает читателя от всех горестей и лишений. Вот и автора строки переносят в мирное для его души время.

Жанр, направление, размер

«Сосны» можно отнести к философской лирике, так как данное стихотворение заставляет читателя задуматься о бессмертии души, о вечности, о связи настоящего и будущего. Сам автор размышляет над всем этим в своем сборнике «На ранних поездах» — о превращении смерти в бессмертие.

Также произведение Пастернака относится к пейзажной лирике. Поэт умело рисует картину колышущихся деревьев и неба, тихо просачивающегося сквозь густую хвою на одежду лежащих у их стволов людей солнечными зайчиками.

Размер стихотворения «Сосны» — четырёхстопный ямб.

Направление, в котором написано стихотворение «Сосны», — новый реализм. Это понятие связано с изучением души человека в водовороте истории.

Композиция

Стихотворение «Сосны» условно можно разделить на две части: первая – описание людей, лежащих на поляне среди сосен. Рифмовка в строфах этой части простая: перекрестная; многие строки связаны между собой повторяющимся союзом «и», что передает непрерывность мыслей, ощущений и эмоций, которые накатывают на лирических героев.

Вторая часть начинается после строк «Что где-то за стволами море / Мерещится все время мне». Здесь место, описанное в первой части, плавно переходит в другую картину. Читатель видит вместе с лирическим героем причал, на который набегают волны.

Оказываясь среди высоких деревьев, каждый из присутствующих ощущает вечность. Среди природы лирические герои забывают о своих земных горестях и погружаются в мир, освобожденный от этого. Автор подробно описывает толпу, которая стоит на причале, и не обращает внимание на силу стихии, разыгравшуюся «прямо у них под носом». Именно так он наталкивает нас на мысль о том, что конфликт произведения – взаимоотношения человека и природы, а также отношение людей к жизни и смерти.

Смысл названия

Название стихотворения «Сосны» напрямую связано с его содержанием. Сосны становятся толчком для размышлений лирических героев, помогают переместиться им в свой внутренний мир и задуматься о вечном.

Эти деревья представляют собой такую же сильную и могучую стихию, как море. Они раскачиваются от порывов ветра, как волны, и шуршат мягкой хвоей, как морская пена. Для автора они основной источник вдохновения.

Образы и символы

Лирические герои сами похожи на сосны: они так же замирают, не способные даже рук вынуть из-под головы, и внимательно следят за их равномерным шевелением. Они лежат, погруженные в вечность, и смотрят на небо.

Во второй части стихотворения нельзя сказать, что только одному из присутствующих мерещится море. Все они сливаются в одно лицо, переносятся далеко за пределы лесного мира благодаря чувству покорности того, что с ними происходит. Они вверяют свои души в руки момента, становятся одним целым в месте, которое их вдохновляет. Люди прячутся за высокими соснами от болезней и несчастий. Неслучайно автор уподобляет солнце мази. Она залечивает их душевные раны.

Образ моря завораживает: белая магия пены преображает все вокруг и изливает свою мощь, играя сотнями креветок. Стихия пленяет взор автора, она даже выше сосен.

Темы, проблемы, настроение

В стихотворении «Сосны» широко освящена тема вечности – лирические герои погружаются в нее благодаря окружающей атмосфере. Природа становится проводником в мир, где нет ни страхов, ни болезней, ни других житейских проблем.

Также показана тема жизни и смерти – столб на пристани тоже когда-то был деревом, а сейчас выполняет такую бессмысленную функцию. Тематика стихотворения «Сосны» философская.

Мысли лирического «я» блуждают где-то среди волн: неслучайно на причале стоит столб с афишей. Этот столб – такой же символ вечности, как и поляна, деревья, небо. Когда-то он был таким же сильным и ветвистым, как сосны, но был обтесан рукой человека и перемещен в новую для него реальность. Деревянный столб на причале – главный символ вечности, перехода жизни в смерть и смерти в жизнь.

Проблема равнодушия людей к красоте окружающего мира четко угадывается в образах людей, которые, стоя у афиши, совершенно равнодушны к бушующему за их спиной морю.

Настроение стихотворения «Сосны» спокойное, умиротворяющее.

Основная идея

Главная мысль произведения «Сосны» — отражение силы и величия природы, а также связи человека с ней. Стихотворение заставляет задуматься над многими вещами: иногда человек не замечает красоту окружающего мира, не умеет жить в моменте и поэтому не может ощутить полной ценности жизни.

Написанное в годы войны, стихотворение как нельзя кстати учит нас ценить то, что есть вокруг нас: красоту природы. Таков смысл произведения Пастернака «Сосны».

Лирические герои оказываются на душистой поляне среди высоких сосен. Устроившись на траве, они, запрокинув руки за головы, с изумлением смотрят на небо и на раскачивающиеся верхушки деревьев. Поэт красиво описывает то, как солнечные лучи мягко ложатся на их тела мазками. Герои дышат свежим воздухом с каким-то почти божественным ароматом, и их глаза захватывает панорамный вид, очень сильно напоминающий морские просторы.

В этот момент одному из них начинает казаться, что где-то вдалеке есть море. Он мысленно переносится на пристань, где волны вздымаются выше этих ветвей, выбрасывая на берег тонны креветок. С наступлением темноты луна скрывает все следы жизни под черной водой и белой пеной. А люди толпятся у столба с афишей, не обращая внимание на то, что волны бушуют все сильнее и сильнее.

Средства художественной выразительности

Человек подчиняет себе природу и не замечает того, что когда-то восхищало его. Люди стали эгоистичны в своих развлечениях. Герои стихотворения поступают иначе: они становятся одним целым со временем, в котором они находятся, и такими мгновениями продлевают себе жизнь. Нужно уметь наслаждаться тем, что ты видишь и слышишь. В этом – главная ценность жизни.

Стихотворение «Сосны» получило лестные оценки. Критики оценили его как колдовское, органичное, совершенное. Нельзя не отметить тропы и другие средства выразительности в стихотворении Пастернака «Сосны»:

  1. Сравнение: «Как мазь, густая синева»;
  2. Метафора: «И так неистовы на синем Разбеги огненных стволов»;
  3. Олицетворение: «Луна хоронит все следы»;
  4. Антитеза: «Под белой магией пены И черной магией воды».

Автор: Дарья Манько

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *