Анализ эпизода: Смерть Базарова в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)
Смерть героя в литературном произведении никогда не бывает случайным происшествием. Лишая жизни своего персонажа, автор нередко стремится донести до читателя нежизнеспособность идей и жизненных установок умирающего. Особенно этот мотив обретает силу в русской литературе второй половины XIX века, когда господствующим литературным направлением стал критический реализм. Герои произведений этого направления, как правило, выступают не столько как конкретные личности, сколько как собирательные образы – носители неких идей, концепций, теорий. Особенно это чувствуется, например, в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», который полностью построен на идейном противостоянии поколений. Евгений Базаров, главный герой романа, умирает от заражения крови – об этом читатель узнаёт из последних глав. Зная все детали сюжета «Отцов и детей» в целом и этого эпизода в частности, можно заключить, что, лишая Базарова жизни, И.С. Тургенев поставил точку в идейной битве «отцов» и «детей», встав в этом конфликте на сторону старшего поколения – теорию Базарова автор считал нежизнеспособной и весь роман посвятил её развенчанию.
О чём эпизод?
Гибели Евгения Базарова посвящена 27 глава романа И.С. Тургенева. Его смерть представляется нелепостью, несчастным случаем, которого можно было избежать: вскрывая труп больного тифом крестьянина, молодой врач нечаянно делает порез на собственной руке и получает заражение крови.
Интересно, что немало литературных критиков склонны считать смерть Базарова самоубийством: он сознательно не обрабатывал опасную рану, дожидаясь, пока заражение крови станет необратимым. Трагизм смерти героя заключается в том, что он сам осознал свою нежизнеспособность, бессмысленность собственной теории, несостоятельность всего, во что он верил и что проповедовал. Несмотря на молодость и силу, которая определяет его образ, Базаров не боялся смерти, ждал и желал её.
В итоге Базаров умирает в своей постели в доме родителей, успев попрощаться с Анной Одинцовой – своей возлюбленной, внезапно вспыхнувшая любовь к которой и разрушила теорию Евгения о полном подчинении чувств разуму.
Умирая, Базаров осознаёт, что всю свою короткую жизнь прожил не так и посвятил не тому.
«Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…» – фактически это последние осознанные слова героя перед смертью.
Умирая, он, к ошеломлению сидящей у его постели Одинцовой, успевает отречься от своей теории и осознать её несостоятельность – ненужность нигилизма для России.
Гибель Базарова как человеческого существа, безусловно, трагична. Однако смерть героя становится логическим завершением романа – И.С. Тургенев утверждает нежизнеспособность базаровской теории и уводит «со сцены» персонажа, чьи идеи чужды ему.
Тем не менее, некоторые критики были категорически не согласны с автором романа «Отцы и дети» в его отношении к Базарову и к его идеям. Так, например, современник И.С. Тургенева, критик Д.И. Писарев писал об этом персонаже так:
«…Умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великий подвиг…Рассудочность Базарова была в нем простительною и понятною крайностью; эта крайность, заставлявшая его мудрить над собою и ломать себя, исчезла бы от действия времени и жизни; она исчезла точно так же во время приближения смерти. Он сделался человеком, вместо того чтобы быть воплощением теории нигилизма, и, как человек, он выразил желание видеть любимую женщину».
Главные герои
Итак, Базаров умирает в доме своих родителей – Василия Ивановича и Арины Власьевны Базаровых – окружённый их заботой. Болезнь овладевает им молниеносно и не оставляет герою никаких шансов на выживание. Уже осознавая, что конец жизни близок, Евгений мечтает только об одном – попрощаться с любимой женщиной. К нему приезжает Анна Одинцова, состоятельная дворянка, в которую Базаров без памяти влюбился, побывав с Аркадием у неё в доме. Любовь к Одинцовой подрывала всю его теорию о господстве разума над чувствами, об отрицании любви и любых других сильных душевных переживаний. Базаров был вынужден признать, что его теория не имеет ничего общего с объективной реальностью – его идеи не выдержали проверку любовью.
Одинцова отвергла Базарова, когда тот признался ей в чувствах, но не приехать и не проводить друга в последний путь не могла. Фактически Евгений исповедуется ей, признаваясь, что не научился жить и избрал для жизни губительные идеи и установки. Базаровский нигилизм оказался чужд русскому человеку, а его умозрительная философия не получила применения на практике.
То есть, Евгений Базаров на смертном одре признаётся возлюбленной в том, что разочарован в жизни и в себе – в том, как он прожил эти годы. Именно к Анне Одинцовой обращена его исповедь, его последние слова. Как только она выходит из его комнаты, жизнь героя прерывается.
«Базарову уже не суждено было просыпаться».
Темы и проблемы
Одним из главных проблемных вопросов романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является базаровский нигилизм, его теория о полном подчинении чувств разуму, об отрицании всех устоев и принципов дворянского сословия во имя построения новой реальности и единства с народом.
Идеи, в которые Евгений Базаров искренне верит, на самом деле имеют смысл. На момент написания романа – в 60-ые годы XIX века – Россия, загубленная крепостным укладом народной жизни, переживала серьёзный социальный кризис. Базаровский нигилизм как бы «вдыхал жизнь» в устоявшийся уклад, требовал радикальных перемен в условиях и принципах жизни. В его теории много разумного и полезного. Однако его взгляды близятся к идеям революционных демократов – прослойке русской интеллигенции второй половины XIX века, призывающей к радикальным переменам, свержению существующего государственного строя и уклада жизни во имя построения нового мира на основе всеобщего равенства.
Разумеется, Иван Тургенев, убеждённый либерал и идейный противник демократов, не мог принять эти идеи и согласиться с ними. Не мог он и допустить того, чтобы теория Базарова осталась не опровергнутой, а сам Базаров продолжал жить, отравляя окружающее его общество своими идеями. Автор романа «Отцы и дети» в идейном конфликте старшего и младшего поколений, очевидно, принимает сторону отцов.
Таким образом, смерть Базарова, по мысли автора, становится логическим завершением его пути: его теории и идеи оказались нежизнеспособными, взгляды и мнения не имели под собой почвы; базаровский нигилизм оказался не нужен России и русскому народу.
Некоторые литературные критики тургеневской современности и наших дней склонны полагать, что Базаров не был понят не потому, что его идеи бессмысленны, но потому, что его взгляды на многие годы опередили его время и не нашли отдыха у современников, более ограниченных в своём мышлении.
Смысл
Итак, гибель Евгения Базарова – логическое завершение его жизненного пути, каким его видит автор романа «Отцы и дети». Идеи революционных демократов, носителем которых и стал Базаров, не могли найти у И.С. Тургенева сочувствия. Автор «убивает» своего героя, считая его чуждым российскому обществу, а его идеи – не просто чуждыми, но даже вредоносными.
Смерть Базарова – итог развенчания его теории. На смертном одре герой сам от неё отрекается, признавая её несостоятельность и разочаровываясь в самом себе, в том, как и с какими взглядами он прожил свою короткую жизнь.
То есть, смерть Базарова трагична, но закономерна – автор просто не мог оставить героя в живых.
Значение в романе
Смерть Евгения Базарова безусловно можно назвать идейным центром романа. Этим эпизодом не только завершается большинство сюжетных линий, но и разрешается главная идейная проблема романа – конфликт «отцов» и «детей».
Теория Базарова, олицетворяющая взгляды младшего поколения, окончательно утверждается в своей несостоятельности – таким образом автор признаёт победу в споре за «отцами».
Автор: Фаина Пастернак