Анализ стихотворения «Силентиум» (О. Э. Мандельштам)

Осип Мандельштам — мастер философской лирики и один из самых ярких представителей такого литературного направления как акмеизм. В своих стихотворениях он поднимает вечные вопросы жизни и говорит о законах мироздания. Подлинность чувств лирического героя, эстетические ассоциации и перекличка с более древними эпохами — всё это является неотъемлемой частью творчества поэта. Стихотворение «Силентиум» является одним из самых ярких произведений Мандельштама, хорошо отражающим творческие принципы акмеистов. 

История создания

Стихотворение «Силентиум» было впервые опубликовано в журнале «Аполлон» в 1910 году, когда его автору было всего лишь девятнадцать лет. В то время Мандельштам был в самом начале своего творческого пути и уже публиковался в журналах, параллельно посещая лекции в Гейдельбергском университете в Германии. 

В этот период своей жизни поэт много путешествовал по Европе, был в Италии, в Швейцарии и во Франции. В Париже Мандельштам впервые встретил Гумилева — основоположника акмеизма и впоследствии творил именно этом литературном направлении. Фундаментальное филологическое образование, полученное в университете, позволило поэту практически в каждом своем стихотворении оставлять отсылки к мировой культуре и литературе, что сделало его творчество уникальным, хоть и принадлежащим только к одному литературному течению. 

В названии стихотворения «Силентиум» есть явная отсылка к философскому стихотворению Ф.Тютчева «Silentium!», написанному в 1830 году. В этом стихотворении Мандельштам поднимает те же философские темы, что и его предшественник, тем самым продолжая его путь и отдавая ему дань уважения. 

Жанр, размер, направление

Лирическое стихотворение «Силентиум» относится к философской лирике, поэт обращается к вечным темам и размышляет о сущности «невыразимого» в жизни. 

Размер стихотворения «Силентиум» — четырехстопный ямб. В нем используется кольцевая рифмовка (ABBA), и оно содержит четыре четверостишия. 

Направление творчества поэта — акмеизм.

Композиция

Стихотворение «Силентиум» делится на несколько смысловых частей.

  1. В первом четверостишие поэт обращается к «ней», скорее всего, под этим местоимением он подразумевает богиню Афродиту и чувство любви, символом которого она является. Лирический герой предчувствует «ее» появление и говорит о том, что именно «она» является первородной всего — и музыки, и слова, и жизни в целом.
  2. Во втором четверостишии поэт противопоставляет спокойствие и тайну темной морской бездны и «бледной сирени» пены дню, который светит «как безумный», словно разрушая этим светом всю загадочность появления на свет Афродиты.
  3. В третьей части стихотворения лирический герой выражает желание вернуться к основам жизни и обрести ту «кристаллическую ноту» и чистоту, что дана ему и всему живому от рождения.  
  4. В заключении произведения «Силентиум» поэт призывает Афродиту не рождаться, а так и остаться пеной, он хочет, чтобы всё в мире вернулось к первоосновам, ведь только так возможно обрести истину и познать жизнь.

Образы и символы

Образ лирического героя в стихотворении «Силентиум» — это отражение авторской личности в стихотворении. Лирический герой — это умный и мыслящий человек, глубоко чувствующий и склонный к рефлексии, в которой он пытается познать тайны мироздания и ответить на все волнующие его философские вопросы.

К образу Афродиты поэт не раз обращался в своих стихотворениях, эта богиня — символ любви, приход которой предчувствует лирический герой на протяжении всего стихотворения. Ее образ загадочный и чистый, ведь именно на любви, по мнению поэта, и стоит этот мир: 

«Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь»

Море — часто используемый символ в философской лирике. В стихотворении «Silentium» море — это утроба, из которой должна выйти богиня любви. Это отсылает читателя и слушателя к мифу о рождении Афродиты, ведь по легенде она появилась на свет именно из морской пены. 

Темы, проблемы, настроение

Тема невыразимого — основная в стихотворении «Силентиум», об этом говорит само название произведения, которое переводится с латинского как «тишина». Так же, как и Тютчев в практически одноименном стихотворении «Silentium!», Мандельштам говорит о том, что некоторые вещи можно познать лишь в их первоначальном виде. Тютчев призывает оставлять мысль лишь мыслью, не выражая её в словах, ведь только молчание говорит верно, и язык не может передать всех тонкостей человеческого сознания. Мандельштам же просит любовь не принимать какую-то конкретную форму, оставаясь пеной, ведь она красива и правильна именно в своем изначальном состоянии. Себя поэт тоже просит умолкнуть, ведь настоящая музыка может родиться только из молчания.

Тема любви — тоже одна из центральных в произведении «Силентиум». Поэт выражает мысль о том, что любовь — это начало всего в этом мире. Подобную идею он высказывал и в другом своем стихотворении «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», в нем он «завязал» любовь, творчество и море в один «узел», показав прямую взаимосвязь  между этими вещами:  «И море, и Гомер — всё движется любовью…». Здесь же в самом первом четверостишие он говорит о том, что любовь служит основой и для творчества, и даже для самой жизни. 

Проблема стихотворения «Силентиум» заключается в том, что не всё в мире может быть выражено в какой-то определенной форме. Истина всегда заключена в истоках и для того, чтобы ее познать, к ним нужно вернуться.

Настроение у стихотворения «Силентиум» философское и задумчивое, таким его делают мысли лирического героя, направленные на понимание сути своего творчества и жизни.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Силентиум» заключается в том, что слияние слов и музыки возможно лишь в молчании. Поэт пытается вернуться к началу, к тем временам, когда его уста ещё не могли говорить, но при этом его мысль уже была чиста и понятна. Он считает, что эта способность ясно выражать мысли, делая свои строки подобными нотам, дана ему от рождения, и он должен вернуть ее и, подобно Афродите, остаться в тишине «морской пены».

Смысл стихотворения «Силентиум» можно истолковать и так: идеал не должен воплощаться в конкретной форме, иначе он потеряет свое совершенство. Пусть он остается недосягаемым и эфемерным, как морская пена. Каждый представит свою Афродиту, выходящую из нее, и будет прав.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Силентиум» передают все богатство смысловой палитры поэта-художника:

  1. С помощью эпитетов поэт наполняет свое стихотворение яркими образами: черно-лазоревый сосуд, кристаллическая нота.
  2. Метафоры придают стихотворению скрытый смысл, выраженный в отдельных словосочетаниях: пены бледная сирень.
  3. Инверсия делает язык произведения необычным из-за изменения правильного порядка слов: дышат груди, обретут уста.
  4. В произведении также есть сравнения (как безумный, как ноту) и олицетворения: дышат моря груди.

Автор: Дарья Гевший

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector