Анализ стихотворения «Ангелы» (Булат Окуджава)
Булат Шалвович Окуджава – поэт и бард с чрезвычайно непростой судьбой и непревзойденным талантом. После его смерти прошло немногим меньше тридцати лет, однако его стихотворения и песни остаются популярными и актуальными по сей день. Творчество Булата Окуджавы отличается простотой слога и ритма, смысловой глубиной и многообразием тем и проблем. Немало произведений этого автора посвящены войне, в том числе Великой Отечественной. Окуджава писал и пел о жизненных тяготах солдат, не вернувшихся с кровавых полей, о женщинах и детях, потерявших на войне мужей и отцов. В его гражданской лирике выступает голая правда, которая не может оставить никого равнодушным. Стихотворение «Ангелы», анализ которого мы предлагаем, не является исключением.
Содержание:
История создания
Стихотворение (песня) «Ангелы» датируется 1957 годом, когда жизнь советских граждан едва вернулась на круги своя после Великой Отечественной войны, изнуряющей страну и подкосившей население. Булат Шалвович Окуджава сам принимал участие в военных действиях, причём добровольно добился разрешения попасть в армию раньше положенного срока – до совершеннолетия. Первые стихотворения и песни молодой поэт начал сочинять во время войны, находясь на службе. Поэтому его ранние стихотворения направлены в основном на поддержание боевого духа солдат и поднятие патриотических настроений.
Вернувшись с войны, Булат Окуджава занялся собственным образованием, поступил на филологический факультет Тбилисского университета и даже несколько лет проработал учителем. Гражданское направление в его лирике оставалось сильным в течение всей его жизни и творчества. Послевоенные стихи, к которым относится и произведение «Ангелы», проникнуты меланхолическими настроениями, сконцентрированы на простых человеческих судьбах, изломанных войной. В них также силён элемент рефлексии – автор анализирует состояние воюющих и тех, кто ждал бойцов с войны; он стремится понять, как зарождается такое страшное бедствие как война и что может заставить человека пойти на другого с оружием в руках.
В 1956 году родителей булата Окуджавы, репрессированных партийных деятелей, реабилитировали (отца – посмертно), и сам поэт вступил в партию. В этот период он начал активно заниматься творчеством, много писал, читал свои произведения на публику, часто выступал, быстро завоёвывая популярность. Эти годы ознаменовались выходом в свет многих наиболее известных его произведений («Песенка о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «На Тверском бульваре»). Далеко не все они были посвящены военной и послевоенной жизни, однако гражданский мотив в лирике Окуджавы всегда оставался сильным. Стихотворение «Ангелы», написанное в этот период и посвящённое судьбам солдат и матерей, ждущих их с войны, является этому подтверждением.
Жанр и направление
Лирическое произведение «Ангелы» – яркий пример гражданской лирики. Написанное в послевоенные годы, это произведение метафорично и содержит философские, рефлективные мотивы. Автор стремится к осмыслению ужасов войны, прокатившихся по его родной стране, и через метафорические образы анализирует происходившее, погружается в простые истории солдатских (и не только) судеб, искалеченных войной.
Автор судит о бедствии, постигшем родную страну, и воспринимает это как личную трагедию. Поэтому стихотворение «Ангелы» написано им от первого лица. У лирического героя нет имени, но есть собственное «я»: можно предположить, что это «я» приблизительно равно авторскому. Вместе с тем поэт часто использует местоимение «мы», подчёркивая тем самым, что его герой чувствует себя частью отлаженного механизма, одним из тех людей, на чьи плечи легла защита Родины.
Повествование от первого лица и глубокий философский подтекст наделяют это стихотворение некоторыми чертами элегии.
Композиция и конфликт
Нередко лирические произведения Булата Окуджавы строятся по линейной композиции: это полноценные истории, стихотворения с сюжетом. Произведение «Ангелы» написано так же и представляет собой десять катренов – десять самостоятельных высказываний, законченных мыслей, связанных между собой и сплетающихся в историю солдата, вернувшегося с войны живым, но с искалеченной душой. Ритмически каждый катрен немного отличается от предыдущего, что придаёт произведению музыкальность и позволяет назвать «Ангелов» не столько стихотворением, сколько песней.
С точки зрения смысла его можно разделить на две части.
- В первой из них – первых пяти катренах – образ лирического героя, его «я» как бы сливается с собирательным «мы»: автор пишет о солдатах, вернувшихся с войны с победой, каждый из которых – как бы часть единого целого.
- Во второй части стихотворения – последующих пяти катренах – лирический герой уже остаётся наедине с собой и с женщиной, перед горем которой слова бессильны.
Булат Шалвович Окуджава сам участвовал в Великой Отечественной войне, получил ранение на фронте. О том, что приходилось переживать в то время простым солдатам, поэт знал не понаслышке, писал живо и искренне. Возможно, поэтому он выбрал для стихотворения «Ангелы» тон от первого лица – описывал послевоенное время глазами и чувствами человека, вернувшегося с поля боя.
Для «Ангелов» характерна рефлексивность, самоанализ чувств лирического героя, а потому в стихотворении прослеживается внутренний конфликт – даже два конфликта. С одной стороны, солдаты вернулись с фронта живыми и празднуют победу, но, в отличие от мирных жителей, эта победа едва ли их радует – только фронтовики знают, сколько из них полегло и принесло себя в жертву ради достигнутого мира:
«Победа нас не обошла,
да крепко обожгла.
Мы на поминках водку пьем,
да ни один не пьян».
С другой стороны, непросто приходилось на войне не только солдатам, но и матерям и жёнам, проводившим их на фронт. Об этом мало кто задумывается, а в гражданской лирике Булата Окуджавы тяжкая женская доля занимает не последнее место. Об этом вторая смысловая часть стихотворения «Ангелы». Глядя в глаза убитой горем утраты женщины, лирический герой хочет найти слова, чтобы её утешить, но не может – слова здесь бессильны. И он молчит, не в силах как-то иначе выразить сочувствие. Это второй внутренний конфликт, на котором строится произведение.
«Ждала, быть может, слова,
а я стоял едва,
и я не знал ни слова,
я все забыл слова.Слова, слова… О чем они?
И не припомнишь всех.
И яблочко моченое
упало прямо в снег».
Таким образом, стихотворение «ангелы», несмотря на свой относительно небольшой размер и бесхитростную композицию, содержит сразу два внутренних конфликта.
Смысл названия
В названии стихотворения содержится метафора, которую поэт раскроет в самом произведении: солдаты сопоставляются с ангелами, готовыми встать грудью на защиту родной земли и близких людей.
На самом деле образы ангелов нередко встречаются в гражданской лирике русских поэтов, например, в стихотворении Николая Гумилёва «Война» и произведении Владимира Высоцкого «Их восемь — нас двое…». Эти авторы раскрывают тему покровительства небесных сил солдатам, готовым отдать жизни за мирное небо над головой своих близких. В вышеупомянутых стихотворениях мелькают образы ангелов за спинами бойцов – они крыльями укрывают солдат от вражеских пуль и удара в спину. Однако прямого сопоставления воина с ангелом в стихотворениях Н. Гумилёва и В. Высоцкого нет. Его вводит Б. Ш. Окуджава:
«О ком ты тихо плакала?
Все, знать, не обо мне,
пока я топал ангелом
в защитной простыне».
Ангел – образ чистый и непорочный, что трудно сказать о вернувшемся с войны солдате. Однако аналогию можно увидеть под другим углом: ангелы несут волю Божью и исполняют божественную миссию, как земные солдаты исполняют долг перед Родиной, не жалея жизней ради её защиты и спасения.
То есть, название стихотворения, которое мы анализируем, глубоко метафорично и содержит более глубокий смысл, чем может показаться на первый взгляд.
Суть: о чём стихотворение?
Стихотворение, как уже было отмечено выше, построено по линейной композиции и имеет сюжет: это история солдата, вернувшегося с войны с искалеченной душой, и эпизод его встречи с женщиной, убитой горем утраты близких, которую он не в силах утешить.
Несмотря на бесхитростный линейный сюжет, произведение «Ангелы» обладает глубоким смыслом.
Во-первых, поэт акцентирует внимание читателя на том, что только солдаты знают, какой ценой советской армии на самом деле досталась победа («Победа нас не обошла, / да крепко обожгла»). Празднование успеха вытесняет горечь утраты фронтовых товарищей, умерших на поле боя ради того, чтобы другие могли праздновать окончание войны.
Во-вторых, Булат Шалвович Окуджава поднял ещё одну важную тему – вопрос тяжкой доли женщин, жён и матерей, проводивших своих мужчин на войну, для многих – на верную гибель. Перед горем женщины, потерявшей близких людей, слова бессильны – лирический герой молча соболезнует её утрате («Ждала, быть может, слова, / а я стоял едва, / и я не знал ни слова, / я все забыл слова»).
В-третьих, метафорическое сопоставление солдата с «ангелом в защитной простыне» затрагивает ещё один болезненный вопрос – вопрос солдатского долга перед Родиной, которую он защищает. Этот долг, по мысли поэта, сопоставим с долгом ангела перед Небесами.
Образы и символы
Несмотря на то, что произведение «Ангелы» обладает линейным сюжетом, главных героев как таковых в нём нет.
Ключевой фигурой выступает лирический герой – солдат, вернувшийся с войны. Причём сначала он воспринимает себя не как отдельную личность, но как часть единого целого – часть армии, приведшей страну к победе. Здесь автор использует местоимение «мы», указывая на самоощущение солдата. Он, лирический герой, вместе с другими прошедшими войну чувствует, как изломана его душа горечью мелких, но многочисленных поражений и утрат на пути к триумфальному исходу.
Самостоятельное «я» лирического героя проявляется во время свидания с женщиной. Он не может подобрать слов, чтобы утешить ее – слова здесь бессильны.
Эта женщина является вторым ключевым образом в стихотворении. Вторую часть произведения поэт посвятил тяжёлым испытаниям, выпавшим на женскую долю в период войны. Здесь он делает важнейший вывод: только любовь может помочь оправиться от боли и утрат, принесённых войной; только она излечит души воевавших мужчин и одиноких женщин – и потому они нуждаются друг в друге.
«Я к вам забегу
давным-давно,
как еще до войны,
как в той тишине,
когда так нужны
вы не были мне…»
Темы и проблемы
Итак, стихотворение «Ангелы» наполнено смыслами, в нём поэт затрагивает сразу несколько важных тем.
- Во-первых, это тема солдатского долга перед Родиной. Солдат защищает родную землю и готов отдать за неё жизнь – это сопоставимо с тем, как ангел исполняет свой долг перед Небесами.
- Во-вторых, автор поднимает тему жертв, ценой которых была достигнута победа. Булат Шалвович Окуджава сам побывал на фронте, и о том, как солдаты жертвовали жизнями ради того, чтобы впоследствии их товарищи отпраздновали победу, он знал не понаслышке. Только те, кто воевал, знает об этой «тёмной стороне» победы и потому не может всецело отдаться её празднованию и искренне радоваться.
- В-третьих, автор затрагивает тему тяжёлой женской доли тех, кто проводил своих мужей, братьев и сыновей на фронт. Бессчетное количество женщин навсегда потеряли на войне своих близких, и перед их горем слова бессильны – здесь уместно только молчаливое уважение.
- В-четвёртых, поэт затрагивает тему любви как единственной силы, способной излечить души, искалеченные войной. Только любя и держась вместе оставшиеся в живых солдаты и убитые горем женщины могут оправиться от нанесённой боли и потерь и начать жизнь заново в мире после войны.
Проблематика стихотворения тоже отражена в списке: проблемы изломанных душ солдат и женщин, прямо и косвенно искалеченных войной; проблему солдатского долга; проблему восстановления и возвращения к жизни после войны, которое возможно только благодаря силе любви – вот какие проблемы затрагивает Булат Шалвович Окуджава в стихотворении «Ангелы».
Булат Окуджава затронул в произведении «Ангелы» такие вопросы, о которых многие его современники даже не задумывались. Действительно, знать правду о войне и о том, какой ценой нашим солдатам досталась победа, может лишь тот, кто воевал сам.
Автор «Ангелов» на собственном опыте познал, что такое, когда фронтовой товарищ приносит себя в жертву будущей победе; когда мирные жители празднуют триумф, а солдаты пьют и не пьянеют на поминках погибших сослуживцев; когда, глядя в глаза женщине, потерявшей близких, невозможно подобрать слова утешения.
Смысл
Главная мысль «Ангелов» содержится, пожалуй, в последних строках стихотворения. Описывая тяжёлые испытания, выпавшие на долю солдат и женщин, проводивших на фронт своих родных, поэт приходит к выводу, что эти люди, одинаково сильно покалеченные войной, нуждаются друг в друге, и только взаимная любовь может помочь им оправиться от ужасов войны и начать жизнь заново.
Стихотворение «Ангелы» не имеет прямой дидактической (поучительной) цели. Это скорее исповедь солдата, вернувшегося с войны с изломанной, выжженной душой. Тем не менее, в произведении можно выделить основную идею. Во-первых, поэт затронул темы, на которые многие до сих пор боятся говорить открыто – он писал о том, какой ценой нам досталась победа в Великой Отечественной войне. Люди жертвовали жизнями ради мирного неба над нашими головами – это важно понимать и осознавать.
Во-вторых, автор затронул вечную тему любви, как единственной силы, способной вернуть человека к жизни даже после такого страшного бедствия, каким является война.
Средства выразительности
В послевоенные годы Булат Окуджава только начал свой путь в литературном мире, впервые выступил на публике со своими стихотворениями и песнями, многие из которых были написаны им ещё во время войны и фронтовой жизни. Стихотворение «Ангелы» можно отнести к его ранним опытам, которые не встречали открытой критики и были восприняты публикой на ура.
В стихотворении Булата Окуджавы «Ангелы» используются различные средства художественной выразительности. Вот некоторые из них:
- Эпитеты: неотступная тоска, заплаканная женщина,
- Метафоры: «в защитной простыне»,
- Олицетворение: «Выходят танки из леска, устало роют снег«; «бредет тоска», «победа обожгла» и др.
- Сравнения: «я топал ангелом», «как в той тишине, когда так нужны вы не были мне…».
- Градация: «Мы пьем напропалую одну, за ней вторую, пятую, десятую, горькую десантную».
- Гипербола: «и я не знал ни слова, я все забыл слова».
Эти средства выразительности помогают Окуджаве передать драматизм и символизм солдатских переживаний, одновременно показывая их человеческие черты и уязвимость.
Автор: Фаина Пастернак