Анализ романа «Красное и черное» (Стендаль)

Произведение Стендаля «Красное и черное» считается вершиной французского реализма, в своем романе мастер искусно показал психологические, социальные и политические явления того времени. Подробнее об этой книге расскажет Многомудрый Литрекон, осуществив подробный анализ по плану.

История создания

Роман «Красное и черное» вышел в свет в 1830 году. Стоит отметить, что его основу составляют интересные факты: 

  1. Стендаль черпал вдохновение для романов из судебной хроники. Примерно в 1827 году его заинтересовала история деревенского кузнеца Берте. Кузнец смог попасть в богатую семью Мишу гувернером, но вскоре его выгнали. Затем мужчина смог устроиться гувернером в аристократическую семью, где вскоре влюбился в дочь хозяина. Вскоре его вновь уволили. Виной своего отстранения Берте считал предыдущую работодательницу. Берте надумал отомстить ей. Заметив госпожу Мишу в церкви, он выстрелил в нее. Берте казнили на площади.
  2. О втором событии, заложенном в истории написания романа, Стендаль говорил в своих «Прогулках по Риму». Некий мужчина с фамилией Лаффарг интересовался литературой и философскими учениями. Он влюбился в юную девушку, которая немного спустя прекратила с ним отношения, выразив отказ в язвительной форме. Лаффарг пытался поговорить с возлюбленной, но ее мать написала жалобу прокурору. Мужчину доставили в полицию, где он выслушал угрозы в свой адрес и жестокие предостережения. Молодой человек сильно разозлился на вероломность своей любимой, он убил ее и пытался убить себя.
  3. Позже сам автор воссоздает события, как он был счастлив, когда писал это произведение. Эпизоды первых глав его произведения были напечатаны в «La Gazette Litteraire» («Литературной газете»). Через несколько недель вышло первое двухтомное издание. В своем романе Стендаль описывает Францию 1830 года, такой, какая она была на самом деле, без прикрас.

Жанр и направление

Произведение «Красное и черное» относится к жанру социально-психологического романа: у него внушительный объем, огромное количество действующих лиц, разные сюжетные линии. В нем сочетаются черты романтизма и реализма. Чертой романтизма стоит назвать самого героя – его романтический образ, который наделен специфичными чертами. Главный герой находится в конфликте с обществом, при этом он незауряден, красив и образован. Он одинок и отвергнут людьми, поэтому болезненно горд и самолюбив. Также автор создает романтическое двоемирие: происхождение диктует Жюльену обыденный и заурядный мир нищеты и невежества, а мечты его витают в аристократических кругах.

К чертам реализма относятся: 

  • Сама жизненная история, которая вполне соответствовала реалиям того времени.
  • Место и время действия соответствуют героям.
  • Второстепенные герои описаны максимально реалистично и подробно.
  • Автор детально изобразл судебный процесс.

Смысл названия

Точно не известно, почему Стендаль назвал свой роман «Красное и черное». Есть множество гипотез и предположений:

  1. Принято считать, что эти цвета отражают одну из главных проблем романа — выбор жизненного пути. Так, черный цвет является цветом церковной одежды, а красный – цвет армии, офицерского мундира.
  2. Цвета означают расцветку рулетки: главный герой был азартен и поставил на кон свою жизнь, участвуя в интригах и рискуя всем.
  3. Красное и черное — цвета крови и смерти. Они предрекали финал книги.
  4. Красное — революция (образ Дантона всегда сопутствует Жюльену), черное — реакция Реставрации (заговор де Ла-Моля);

Таким образом, символы в романе «Красное и черное» являются главным истолкованием названия.

Суть: о чем роман?

Стендаль повествует нам о юноше по имени Жюльен. Он — сын обычного работяги, но с детства тяготится своим окружением и отличается от него. Из-за бедности и отсутствия связей он не может избрать военное поприще, поэтому идет в священники, чтобы хоть как-то вырваться из своей среды, где его не понимали и признавали.

«Это был невысокий юноша лет восемнадцати или девятнадцати, довольно хрупкий на вид, с неправильными, но тонкими чертами лица и точеным, с горбинкой носом. Большие черные глаза, которые в минуты спокойствия сверкали мыслью и огнем, сейчас горели самой лютой ненавистью. Темно-каштановые волосы росли так низко, что почти закрывали лоб, и от этого, когда он сердился, лицо казалось очень злым. Среди бесчисленных разновидностей человеческих лиц вряд ли можно найти еще одно такое лицо, которое отличалось бы столь поразительным «своеобразием. Стройный и гибкий стан юноши говорил скорее о ловкости, чем о силе. Однако за последний год его красивое лицо стало привлекать сочувственное внимание кое-кого из юных девиц. Все относились к нему с презрением, как к слабому существу…»

Благодаря своим выдающимся способностям по запоминанию Библии, Жюльен попадает воспитателем в дом г-на де Реналя. У него завязывается роман с хозяйкой дома, которая не любит мужа и скучает дома. Постепенно их близость порождает слухи, и юноши был вынужден покинуть дом своей покровительницы. Кроме того, ее страсть мешала его честолюбивым помыслам.

Молодой человек построил хорошую карьеру в доме господина Де-ла-Моля, которая предсказывала ему много радостей. Честолюбие заставляло его двигаться вперед, но неожиданно он оказался в тупике: пытаясь добиться расположения хозяйской дочери, он натыкается на госпожу де Реналь, и переживает за свое будущее в новом доме. Его отчаяние находит выход в выстреле: он стреляет в де-Реналь и оказывается на скамье подсудимых. На него обрушивается волна критики, скандал затрагивает его прошлое и перечёркивает будущее. Он приговаривается к смертной казни.

На протяжении всего произведения мы следим за душевной борьбой, которая бушует в недрах человека, за его переживаниями, ошибками. Читатель негодует и одновременно с этим переживает за него.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон может описать всех основных героев книги, но это займет много текста и Вашего времени. Если это необходимо, напишите в комментариях. А пока перед Вами таблица, где описаны только главные герои и образы в романе «Красное и черное».

Жюльен Сорель Это молодой человек, который обладает красотой и невероятной обаятельностью. Также он обладает хорошим умом и страстно желает поменять свою жизнь любым доступным способом. Жюльен – сын плотника, не хочет довольствоваться этим положением дел и всячески пытается попасть в высшее общество. С ранних лет юноша грезил военной службой, его кумиром был Наполеон, и он всячески старался равняться на него. Окружение Сореля невзлюбило его из-за стремления к большой карьере, юноша был «белой вороной». Несмотря на все, Жюльен Сорель кидает вызов всему свету и оказывается в обществе высокопоставленных людей. В главном герое мы можем уследить два обличия – гордеца и честолюбца, так же стоит отметить, что он остается по-детски доверчивым и наивным юношей. Изначально Жюльену симпатизировала самовлюбленная и честолюбивая Матильда, но по мере того, как он избавился от подобных пороков, его влюбленность в Матильду закончилась. После посягательства на госпожу Реналь, оказавшись в заключении, главный герой осознает, что его судят больше за то, что он посмел преступить законы, которые гласят, что человек низших слоев не может входить в высшее сословие, если он не относится к нему с рождения, а не за то, что он посягнул на жизнь другого человека. Жюльена Сореля приговорили к смертной казни. Жюльен не пытался спастись, он примирился с уготовленной участью. Он понял, что общество буржуа не для него, а жить в нищете он не хочет, осознав это, главный герой теряет смысл жизни. Казнь для него – единственное спасение.
Луиза де Реналь Красивая женщина средних лет, которая вышла замуж без любви. Муж не обращает на нее должного внимания, а она не находит в браке понимания. Нежная и тонкая натура, любит красоту и природу. Она тоскует и не видит смысла в обеспеченной, но пустой жизни. Она меланхолична и добра. За свою греховную страсть чувствует вину, но она не в силах ничего изменить. Сила ее любви захлестнула все, что было в ее сердце. Она не держала зла на Сореля и пыталась его спасти.
Матильда де Ла-Моль Легкомысленная и эгоистичная девушка из высшего света. Очень честолюбивая и тщеславная. Любит кружить головы мужчинам.

Темы

Основные темы в романе «Красное и черное», которые автор затрагивает в своем произведении, это:

  1. Тема любви и ревности. Главный герой вкладывает в любовь свое честолюбие. Его чувства соединены с эгоизмом. А вот госпожа де Реналь полюбила искренно, но сила ее привязанности к Жюльену разрушительна. Матильда лишь увлечена Жюльеном, но серьезных чувств не имеет;
  2. Тема взаимоотношений людей разного социального положения. Увы, в атмосфере неравенства и социального напряжения люди находятся в состоянии конфронтации друг с другом, потому что находятся в разных сословиях. Это порождает вражду, которая выливается в социальные катаклизмы вроде поступка Жюльена Сореля, угнетенного в рамках своего социального класса;
  3. Тема семьи. В романе семья становится одной из главных причин нравственного падения героя. Близкие люди ненавидели его только за то, что он отличается от них. С самых ранних лет его необыкновенно задумчивый вид и чрезвычайная бледность наводили отца на мысль, что сын его — не жилец на белом свете, а если и выживет, то будет только обузой для семьи. Все домашние презирали его, и он ненавидел своих братьев и отца; в воскресных играх на городской площади он неизменно оказывался в числе побитых.
  4. Тема формирования характера. Образование и близость к знати породили амбиции у сына плотника: он возомнил, что принадлежит к высшему кругу, и не мог бы удовлетвориться жизнью в своей среде. В то же время нравственное воспитание Жюльена отстало от его интеллектуального развития: он шел к цели любыми путями, оправдывая это разумом, но не немым сердцем.
  5. Тема выбора жизненного пути. Главный герой никак не мог найти свое предназначение в жизни: он хотел уйти в офицеры, но ему не хватило денег, сил и смелости. Осталась только духовная карьера, но и она не удовлетворила Жюльена. Он не мог с ее помощью добиться того окружения и уровня материального благосостояния, на которые он претендовал.

Проблемы

Проблематика романа «Красное и черное» интересна не менее, чем тематика. Если какой-то из разделов нужно раскрыть подробнее, пишите Многомудрому Литрекону в комментариях. Перед героем романа встает немало проблем. Такие, как:

  1. Конфликт человека и общества. Когда личность идет против своего происхождения и своей среды, ее судьба складывается трагически: она не может адаптироваться в окружающем мире и найти свой путь. Бунт вынуждает ее бороться, а не созидать;
  2. Проблема социальной несправедливости — основная в романе. Жюльен, несмотря на свои достоинства, не мог достичь того, что доставалось многим людям от рождения. Вместо этого он должен был влачить жалкое существование, пока кто-нибудь из господ не захочет его возвысить;
  3. Проблема вырождения аристократии. Автор акцентирует внимание на том, что Франция, находящаяся под гнетом потомственных дворян, не развивается, ведь новые одаренные люди не попадают в правящую элиту, а таланты и ум далеко не всегда передаются по наследству в аристократических домах. В результате у власти находятся недостойные люди;
  4. Проблема гордыни и высокомерия. Жюльен и сам виноват в своем несчастье: люди отдалились от него, потому что он оттолкнул их от себя, желая возвыситься и презирая свой круг общения;
  5. Проблема невежества. Образованность Жюльена стала поводом для насмешек со стороны его окружения, и он не смог реализовать весь свой потенциал.

Основная идея

Смысл романа «Красное и черное» состоит в трагедии человека, который не смог вырваться из своей социальной среды. Он превосходил ее, готов был занять лучшее место, но общество тех времен было слишком консервативно и относилось к выдвиженцам предосудительно. Поэтому он вынужден был выбирать нечестные пути для достижения цели: любовные связи, протекция, угодничество высшим силам. Он мог бы принести пользу миру и реализовать себя, но для простолюдинов ворота высшего света закрыты, что бы они не делали. Им остается лишь кривая дорожка к успеху, которая вывела героя к эшафоту.

Можно предположить, что главная мысль романа «Красное и черное» — это развенчание образа романтического героя, который был так популярен в то время. Автор показал, что его путь обычно приукрашивают, а в реальности такой гордый и одаренный человек незнатного происхождения обречен на трагическую судьбу. Мир не будет у его ног только на том основании, что он талантлив, умен и красив. Во Франции того времени все добродетели меркли перед титулом и богатством. Таково реальное положение вещей, которого избегала лживая литература, но в полной мере изобразил Стендаль. Неслучайно эпиграфом к роману стоят слова деятеля Французской революции Ж. Дантона: «Правда, горькая правда».

Критика

Критика 19 и 20-х веков сочувственно отнеслась к главному герою, потому что в ту пору бушевали революционные настроения, и люди понимали проблемы, с которыми столкнулся Сорель. Никто не мог построить карьеру честно, ведь властолюбивые начальники приближали к себе лишь тех, кто готов ради них на любую подлость. Свое истолкование романа «Красное и черное» представили многие литературоведы, подметившие художественные особенности книги:

В Жюльене видели сироту с «благородным сердцем» (О.В. Тимашева), «честные поступки» которого помогли ему утвердиться в глазах Пирара. О.В. Тимашева называет его «поистине благородным» человеком, который остается таким даже после выстрела в госпожу де Реналь и которого критик противопоставляет «трусливому» окружению «аристократов и дельцов».

Б.М. Проскурин и Р.Ф. Яшенькина уделяют внимание политической подоплеке романа и «трагичной судьбе» главного героя. Авторы учебника глубоко сочувствуют Жюльену, отмечая при этом, что «цель» и средства, которыми он стремился добиться этой цели, унижают и растлевают его. Именно поэтому «Жюльен — не положительный герой», «поэтому он должен был погибнуть, и он погибает». Однако после такого достаточно верного утверждения исследователи все-таки склоняются к социальной подоплеке поступков Жюльена, обусловленных «сословным угнетением»

Б.Г. Реизов полагает, что «Жюльен завоёвывает женщин, которых не любит, чтобы утвердить свою власть и свою личность, но затем исчезают честолюбивые замыслы, и он любит по-настоящему». Критик акцентирует внимание на социальной направленности романа и противопоставляет, как и Стендаль, плебея и высший свет, делая Жюльена подлинным героем своего времени. По этому же исследовательскому пути идет Г.Н. Храповицкая, считающая, что Жюльен явно выигрывает на фоне носителей титулов и высоких чинов, то есть «заводных кукол». Однако Г.Н. Храповицкая все же видит и отрицательные стороны Жюльена, такие как игру, «цинизм», «двойную жизнь», которые, тем не менее, оправдывает «долгом простолюдина», «зовущим к революции»

Автор: Марина Ильина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector