Анализ романа «Князь Серебряный» (А. К. Толстой)

В наше время огромное количество примечательных писателей середины девятнадцатого века остаётся вне поля зрения читателей. Золотой век русской литературы известен прежде всего психологическими романами Достоевского, пьесами Островского, повестями Гоголя и философскими романами Толстого. В тени этих литературных колоссов меркнут фигуры других многочисленных и не менее талантливых писателей. Одним из таких авторов является родственник знаменитого Льва Николаевича Толстого – Алексей Константинович Толстой. Он прославился своими многочисленными историческими романами и пьесами, в которых рассматривал непростой период в истории России – вторую половину шестнадцатого века, эпоху правления Ивана Грозного, Фёдора Иоанновича и Бориса Годунова. Фундаментальным произведением на эту тему стал роман «Князь Серебряный».

История создания

Источником вдохновения для писателя период правления императора Николая I, которое тяжело воспринималось интеллигенцией того времени, как время тирании. В образах людей шестнадцатого века писатель хотел отобразить ту ситуацию, которую видел вокруг себя с жестоким государем, окружающими его подлыми прихлебателями и безмолвным народом, страдающим от произвола.

Работа над романом «Князь Серебряный» началась в сороковых годах. В 1850 году Толстой уже зачитывал отрывки первые отрывки Гоголю. Точная дата окончания работы неизвестна, Толстой не спешил как с написанием, так и публикацией своего творения, опасаясь цензуры. Только после того, как императором стал Александр II, писатель решился представить свой роман широкой публике. В 1861 году «Князь Серебряный» был публично зачитан в Зимнем дворце, а в 1862 году опубликован без купюр.

История написания романа «Князь Серебряный» включает в себя и другие интересные факты:

  • В качестве исторического источника автор использовал знаменитый научный труд Н.М. Карамзина «История государства российского», поэтому многие детали и ситуации, изображенные в книге, имеют подтверждение.
  • Чтобы изобразить историю того периода с нескольких углов зрения, писатель использовал «Сказания князя Курбского» — сборник писем опального дворянина, который открыто выступал против Ивана Грозного и критиковал его методы правления.
  • Роман «Князь Серебряный» стал одной из первых книг в России, которые вышли с иллюстрациями.
  • Императрице очень понравился роман, и она удостоила автора ценного подарка — золотого брелка в форме книги.
  • Толстой старался по возможности смягчить исторические подробности из летописей и писем, чтобы не травмировать читателя описаниями кровавых событий. В предисловии он писал:

При чтении источников книга не раз выпадала у автора из рук, и он бросал перо в негодовании, не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования. Это тяжёлое чувство постоянно мешало необходимой в эпическом сочинении объективности и было отчасти причиной, что роман, начатый более десяти лет назад, окончен только в настоящем году.

Жанр и направление

«Князь Серебряный» создавался в пограничный для русской литературы период перехода от романизма к реализму, а потому впитал черты, свойственные обоим этим направлениям. Значительную роль играет романтическое начало. Разберем основные черты романтизма:

  1. Главный конфликт всего произведения заключается в противостоянии высокоморального индивида и порочного общества. В итоге у главного героя не получается ни изменить несправедливый порядок вещей, ни смириться с ним, а потому он вынужден покинуть общество и удалиться в далёкие края, куда ещё не проникла порочная цивилизация.
  2. Автор избрал для своего творения типичные для романтизма декорации: исторический контекст, а в финале — экзотические пейзажи.
  3. Образ главного героя-бунтаря соответствует канонам романтизма.

Однако элементы реализма придают конфликту неоднозначность: образы, созданные писателем, неоднозначны и максимально приближены к реальности. В итоге в романе отсутствует деление на чёрное и белое, читатель может сам выбрать, чью сторону принять и каким героя сопереживать. Кроме того, Толстой изобразил реальные исторические подробности и проделал длительную архивную работу, чтобы достоверность не пострадала.

Жанр произведения «Князь Серебряный» можно определить, как исторический роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени, включает в себя большое число действующих лиц. События разворачиваются на фоне масштабных и важных событий. Сюжет плотно переплетён с реальной историей, в описываемых в романе событиях принимают активное участие реальные исторические лица, используются названия реальных мест и явлений.

Композиция и конфликт

Роман «Князь Серебряный» имеет классическую линейную композицию. Среди часто используемых писательских приёмов можно отметить авторские отступления, в которых Толстой рассказывает о внутреннем состоянии героев, или рассказывает о событиях, оставшихся за пределами основной сюжетной линии. Роман не концентрируется только на одном герое, иногда писатель переключает внимание читателя на других персонажей, позволяя читателю лучше понять происходящие события.

В основе конфликта всего романа «Князь Серебряный» лежит борьба одного человека с несправедливым общественным устройством. Характерно, однако, то, что в романе отсутствуют однозначно отрицательные персонажи. В каждом антагонисте можно найти что-то положительное.

Смысл названия

Роман назван в честь главного героя произведения – князя Никиты Романовича Серебряного. Это позволяет писателю сразу же обозначить центральную фигуру всего произведения.

Характерно, что образ князя Серебряного отсылает нам к полумифической фигуре князя Никиты Романовича, ставшего в русском фольклоре правдивым заступником справедливости. Таким образом, название заключает в себе идеалы, которым следует герой.

Суть: о чём роман?

Повествование в романе «Князь Серебряный» начинается с того, как царский воевода князь Никита Романович Серебряный возвращается на родину с войны в Ливонии. Вокруг себя он видит тотальный упадок, жестокость и несправедливость, причиной которых является бесчинствующее в стране опричное войско царя Ивана Грозного.

Князь со своими людьми видит, как опричники грабят деревню, даёт им бой и пленяет нескольких из них, чтобы отвезти их на суд к царю. В то, что опричники действуют с позволения самого Грозного, князь верить отказывается.

Параллельно с этим мы узнаем о судьбе возлюбленной Никиты Романовича – Елены. Серебряный хотел жениться на ней, но война спутала все планы. Пока князь воевал, на Елену стал заявлять права царский опричник Афанасий Иванович Вяземский, чтобы избежать этой судьбы девушка вышла замуж за боярина Дружину Андреевича Морозова. Однако Вяземского это ничуть не волнует, и он выискивает любую возможность взять Елену, обращаясь за помощью даже к мельнику-колдуну.

В этот момент в дом Морозова и заезжает князь Серебряный, повергая Елену в шок. Морозов говорит князю не ехать к царю, однако тот остаётся непреклонным.

Прибыв в Александровскую Слободу, Никита Романович предстаёт перед Иваном Грозным, который намеревается казнить воеводу, однако за того заступается сын главного опричника Малюты Скуратова – Максим. Царь приходит в благодушное расположение духа и милует князя. Однако при дворе разгорается новый конфликт: Малюта Скуратов решает убить насмехающегося над его незнатным происхождением царевича Иоанна. Опричники похищают наследника престола, но на их пути становится Серебряный и спасает Иоанна.

Завоевав уважение царя и его сына, Никита Романович снова отправляется в гости к Морозову, где встречается с опричником Вяземским. Ночью Афанасий со своими людьми врывается в покои Дружины Андреевича, похищает Елену и устраивает пожар. Князь пытается помешать им, тяжело ранит Вяземского, но сам попадает в плен.

Вяземский скачет с Еленой в свою рязанскую вотчину, но по дороге теряет сознание от ран и падает с лошади. Девушка сбегает и волей случая оказывается на мельнице, где живёт тот самый колдун, к которому Вяземский недавно обращался за помощью. Старик, однако, решает не выдавать Елену, а прячет её. Исцелив раны Вяземского, он направляет его по ложному следу. Вскоре появляется слуга князя, испрашивающий у колдуна совета, как ему спасти Серебряного, мельник направляет того в разбойничье логово.

Слуга Серебряного находит банду разбойников, в которую вошли люди, пострадавшие от опричников. Среди бандитов оказываются люди, который Никита Романович спас от опричной расправы в самом начале романа, поэтому разбойники соглашаются спасти князя. Проникнув в Александровскую слободу под видом сказочников, они вызволяют Серебряного из темницы.

Разбойники хотят напасть на Александровскую слободу, но князь Никита Романович пробуждает в них остатки порядочности и отправляется с ними на отражение татарского набега, одерживая победу. После этого Серебряный решает вернуться к царю и снова отдать себя на его милость.

Сам Грозный тем временем разбирается с делом Вяземского и Морозова, в итоге царь решает устроить суд поединком. Однако в судьбоносный день Вяземский не может драться из-за незатянувшихся ран, и на бой выходят опричник Матвей Хомяк и паренёк Митька, чью жену Хомяк когда-то похитил. Митька берёт в бой деревянную оглоблю и убивает опричника. Суд решается в пользу Морозова, а Вяземский отправляется в тюрьму.

Однако на последовавшем за судом пиру гордый Морозов отказывается сесть ниже Годунова, чем вызывает гнев царя, который приказывает нарядить боярина в шутовской наряд. Дружина, однако, не успокаивается и публично обвиняет Грозного в зверствах и преступлениях против веры. Государь приказывает бросить в тюрьму и Морозова.

Через несколько дней центре Москвы царь подвергает мучительной казни и Вяземского, и Морозова, и старого мельника, а также разбойника Коршуна и своего бывшего приближённого Басманова.

Когда перед взором Грозного снова предстаёт Серебряный, он, находясь в хорошем настроении, снова милует воеводу и прибывших с ним разбойников и отправляет их защищать границы страны от степняков. Перед тем, как уехать на границу, Никита Романович в последний раз видится с Еленой, которая, пережив шок от последних событий, ушла в монастырь.

Спустя много лет, царь узнаёт, что князь Серебряный вместе со всеми своими людьми погиб в битве с татарами.

Главные герои и их характеристики

Многомудрый Литрекон тоже вынес приговор персонажам и заточил их в крепость таблицы. Характеристика героев романа «Князь Серебряный» представлена ниже:

Никита Романович Серебряный русский князь и воевода. Умелый и отважный боец, опытный военачальник и харизматичный лидер. Благородный и принципиальный человек, для которого всегда на первом месте стоит справедливость. Верность присяге, закону и царю у него доходят до такой крайности, что он готов добровольно пойти на смерть, чтобы не стать преступником в собственных глазах.
Иван Васильевич Грозный русский царь. Властный, беспринципный и жёсткий правитель. Тиран и заложник собственного часто меняющегося настроения. Способен как на немотивированную жестокость, так и на безграничную милость. Оценивает подданных исключительно по их личной преданности ему, за что приближает к себе даже людей из простонародья.
Афанасий Иванович Вяземский высокопоставленный опричник и любимец царя. Властный, самонадеянный и наглый человек, при этом наделённый отвагой и умением. Страсть к Елене пошатнула его душевное равновесие, сделав его одержимым злодеем, готовым пойти на любую подлость, чтобы добиться желаемого.
Дружина Андреевич Морозов пожилой московский боярин. Бывалый воин и военачальник. Несмотря на солидный возраст, сохранил в себе силу духа и крепость тела. Благородный человек, стоящий на стороне закона против тирании Грозного.
Елена Дмитриевна Морозова молодая жена Дружины и возлюбленная князя Серебряного. Честная девушка, которая бережет своё честное имя. После возвращения князя переживает внутреннюю борьбу, разрываясь между законным мужем и любимым. В конце концов, будучи не в силах вынести жестокость мира, принимает постриг и удаляется в монастырь.

Темы

Тематика романа «Князь Серебряный» представлена в сокращенном виде, но Многомудрый Литрекон может ее дополнить, если на то есть необходимость, о которой стоит заявить в комментариях.

  1. Любовь – любовь в романе показана, как нечто, что приносит людям много горя. Любовь замужней Елены к Никите Серебряному терзает девушку, которая только обрела покой в семейной жизни. Безумная любовь Вяземского к Елене превращает его в негодяя и подлеца. Писатель показывает, что истинной любви зачастую нет места в этом жестоком мире.
  2. Быт и нравы России – Толстой показывает всю противоречивость и колоритность средневековой России, в которой смешались как положительные, так и отрицательные черты. Писатель создал набор противоречивых и ярких образов, навсегда врезающихся в память. Нельзя не ужаснуться бесчинствам и произволу, объявшим страну, но вместе с тем нельзя не восхититься силой духа и благородством таких людей, как князь Серебряный или Дружина Андреевич, честно живущих по заветам предков и служащих стране и народу.
  3. Народ в романе «Князь Серебряный» находится в страдательном положении, терзаемый собственным государем-самодуром. Однако русские люди не показаны безвольными рабами, которые просто подчиняются судьбе. Наоборот, простые люди, потеряв терпение, готовы бросить всё и начать бороться за свои права, как это сделали разбойники или парень Митька. Особенно характерен эпизод, когда во время казни Иван Грозный хочет ударить ругающего его юродивого. Безмолвствовавший до этого народ взрывается бурей негодования и гнева, что пугает даже жестокого тирана Грозного.
  4. Судьба России – через всё произведение проходит тема тревоги писателя за судьбу своей страны, не средневекового Российского царства, а за благополучие Российской империю девятнадцатого века, которая, как ему казалось, также страдает от жестокой тирании, которая ведёт бесправную, безмолвную страну в пропасть.

Проблемы

Проблематика произведения «Князь Серебряный» не менее интересна. Если Вы считаете, что чего-то не хватает, напишите об этом Многомудрому Литрекону.

  1. Социальное неравенство – Толстой показывает то, как страдает простой народ, погрязший в бедности, в то время как царь со своими приближёнными проводит время в пирах и увеселениях, даже не задумываясь над несправедливостью такой ситуации. Однако писатель показывает, что, несмотря на материальное неравенство, общество ещё не разделилось на две враждебные части, поэтому боярин Морозов и воевода Серебряный, отстаивая справедливость и думая о благе страны, находят общий язык с простыми людьми, которые стремятся к тому же.
  2. Опричнина – опричники в романе представлены исключительно в отрицательном свете. Грубые, жадные и невежественные мерзавцы, которые думают исключительно о собственном благополучии, и ради своих корыстных интересов не гнушаются никакими средствами. Опричники, по мнению писателя, олицетворяют собой деспотизм, в который вырождается царская власть.
  3. Абсолютная монархия – Толстой, никак не высказываясь прямо против монархии, тем не менее, показывает нам на примере Грозного, что бывает, когда государь начинает руководствоваться не мыслями о всеобщем благе и законами, а собственной прихотью. По мнению писателя, закон и справедливость должны стоять у добросовестного правителя превыше всего.

Основная идея

Роман «Князь Серебряный» представляет собой качественную, красиво оформленную зарисовку из жизни средневековой России, которая оказала огромное влияние на читающую публику девятнадцатого века и надолго определила, в каком ключе люди воспринимали эпоху Ивана Грозного и во многом продолжают воспринимать до сих пор. Смысл романа «Князь Серебряный» заключается в призыве к русскому народу всех времен: нужно сохранять собственное достоинство и выступать против несправедливости, даже если война за свободу кажется обреченной на провал. Только борьба за свои права может улучшить ситуацию: если не сейчас, то долгосрочной перспективе.

Рассказывая о шестнадцатом веке, Алексей Толстой рассуждал и о той России, в которой он жил, говорил о её проблемах и выражал беспокойство о судьбе страны, в которой он жил. Рассказ о Средневековье — лишь форма для идеи, которую нельзя было выразить прямо в 19 веке. Главная мысль романа «Князь Серебряный» заключается в вырождении монархии как формы правления: она превращается в тиранию и губит страну, как только престол занимает жестокий и недальновидный человек, а такое в истории случалось нередко.

Чему учит?

Роман «Князь Серебряный» показывает нам пример по-настоящему благородного человека. Он заставляет задуматься о том, как важно в любой ситуации отстаивать закон и справедливость, думать об общем благе, а не стремиться к единоличной выгоде. Писатель показывает, что этот путь не принесёт человеку счастья или признания, что он будет труден и, скорее всего, закончится трагедией, но именно такая жизнь, отданная служению высоким идеалам, по его мнению, делает ценным человеческое существование. Такова мораль романа «Князь Серебряный».

Читая роман, мы можем видеть, кого люди девятнадцатого века считали тираном. Автор осуждает эгоизм, жестокость и лицемерие. Показывает, как низко может пасть человек, для которого не существует никаких законов. Таков нравственный вывод, который можно извлечь из повествования Толстого.

Критика

А. К. Толстой опубликовал свой роман, будучи уже признанным литературным деятелем Российской империи. Поэтому неудивительно то, что он получил огромный кредит доверия. Сама императорская семья заинтересовалась романом, и именно ей писатель и прочитал его раньше всех.

Однако критика восприняла роман не слишком восторженно. Середина девятнадцатого века стала переломный периодом в истории России, а потому роман Толстого о преданному царю воеводе был воспринят враждебно, в лучшем случае, как развлекательное чтиво, а в худшем, как скрытая пропаганда лоялизма. Например, даже либерал М.Е. Салтыков-Щедрин опубликовал враждебную сатирическую рецензию, где высмеял подобострастие князя Серебряного.

«Нагайки в „Князе Серебряном“, пройдя сквозь горнило народного представления, утрачивают свой истязательный характер и представляются уму беспристрастного наблюдателя лишь простым и незлобивым времяпрепровождением»

Марксистские литературоведы были не менее резки в отношении книги:

«Ревнители общественного блага сочли „повесть времён Иоанна Грозного“ литературно архаичной, этически ничтожной и политически вредной. Честному писателю надлежит клеймить сегодняшние безобразия, а не баснословного царя. Стыдно отвлекать общество от важных дел сказками о княжеских страданиях, порушенной любви, верности слову, муках совести и прочей ерунде. Граф А. К. Толстой отвлекал. (А. Немзер)

Однако роман всё равно снискал популярность и огромного числа читателей и оказал большое влияние на массовое сознание того времени, которое мы можем ощущать до сих пор. Книгу одобрили такие известные писатели, как Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский.

Литературовед В.И. Кулешов также высоко оценил произведение:

«Сюжет романа мастерски скомпонован, развивается с захватывающим драматическим интересом, с переплетающимися нитями интриг, и каждая главка, обозначенная кратко, одним-двумя словами, имеет свою законченную тему и вносит свой вклад в повествовательное целое»

Даже современные писатели нередко ссылаются на роман «Князь Серебряный». Например, о нем высказывался В. Сорокин:

Сам Сорокин считает, что «увлекательный и трогательный» роман А. К. Толстого — «словно кусок времени живого, вырезанный из кромешной истории Иоанна Васильевича, первого российского самодержца-параноика»

Автор: Михаил Щепин

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *