Анализ стихотворения «Холмы» (И.А. Бродский)
Иосиф Александрович Бродский был знаменитым поэтом двадцатого столетия. Интересно, что в 1987 году Иосиф Бродский был удостоен почётной Нобелевской премии по литературе. Одним из его самых известных текстов является стихотворение под названием «Холмы». Здесь автор размышляет по поводу советской действительности, которая вдохновила его на многие произведения. Многомудрый Литрекон предлагает к прочтению анализ стихотворения «Холмы» по плану.
Содержание:
История создания
Не секрет, что Иосиф Александрович никогда не боялся смело заявить о своём неприязненном отношении к политическим реалиям родной страны. Свои взгляды выдающийся поэт выражал в произведениях, используя эзопов язык. Значение его иносказаний литературоведы разгадывают до сих пор.
Работу над созданием своего стихотворения автор завершил в 1962 году. Впервые публика услышала стихотворение Бродского, когда он сам лично прочитал его в «Литературном кафе». Произошло это в год написания произведения.
Тот год был периодом инициации Бродского в литературном сообществе. Его работы одобрила живая легенда — Анна Ахматова. Она стала литературным наставником Иосифа. Но он разделил ее трагическую творческую судьбу, став изгоем в мире официального искусства. Однако в 1962 году он лишь начинал свой путь: выступал в клубах, знакомился с творческим людьми, развивал свой дар. Но уже в 1963 году его деятельность будет замечена чиновниками, которые чутко восприняли речь Хрущева о необходимости искоренения «нытиков и нравственных калек» в советской литературе. Позорный ярлык подходил к поэту-новатору, который отнюдь не воспевал идеалы социализма.
Жанр, направление, размер
Интересно, что в произведении можно заметить эпическое начало, заключающееся в рассказе об истории товарищей, которые встречались на холме. Помимо этого, читатель замечает в нем и лирическое начало, отражающее реакцию поэта на смерть этих людей. В связи с этим, многие литераторы и критики называли произведение Бродского поэмой. К тому же, стихотворение по объёму является довольно большим. Кроме того, что многие также отмечали схожесть произведения с жанром баллады.
Перед нами философское произведение, где автор заставляет нас поразмышлять на тему жизни и смерти.
Литературный размер, использованный автором в произведении, — дольник.
Направление творчества Бродского — постмодернизм.
Композиция
Формальная структура анализируемого произведения включает в себя двадцать четыре строфы, каждая из которых состоит из восьми строк.
В стихотворении условно можно выделить три смысловые части. В первых двух частях автор повествует о двух товарищах. Читатель узнает, что смерть двух друзей заметным образом отразилась на горожанах, от которых они хотели отгородиться.
В финальной части поэт предается философским размышлениям. Иосиф Александрович рассуждает по поводу жизни и смерти. Жизнь ассоциируется у поэта с холмами, которые требуют восхождения или спуска, а значит, движения и усилий. А смерть — «это всегда равнина». В ней лишь покой и статика. Два противопоставленных понятия обрастают и другими характеристиками: если жизнь — это юность, гордость и любовь, но смерть — это то, что нас окружает, ведь человечество упорно устремляется прочь от жизни: «Смерть — это все, что с нами — ибо они — не узрят».
Образы и символы
Образ двух друзей — один из главных в стихотворении. Читатель узнает, что оба молодых человека родом из маленького городка, который окружён прекрасными холмами. Автор подчеркивает провинциальность этого места: «церковь, сады, тюрьма» — это почти все, что видят герои. Вокруг гуляют коровы, а деревенский люд празднует громкие свадьбы. Однако юноши предпочитают свое свободное время проводить на одном из склонов в полном уединении и наедине. Несколько художественных деталей позволяют предположить, что перед нами — любовники.
- Автор несколько раз подчеркивает, что «сидели они вдвоем» и весьма неформально: сбросив сандалии, руками обняв колени, в молчании. Если люди молчат наедине друг с другом столько времени, значит, они понимают друг друга без слов и получают удовольствие от одного только совместного досуга.
- Поэт замечает, что «трава была там примята», где они сидели, а значит, встречи были довольно частыми.
- Герои были не от мира сего, ведь не замечали того, что знали все: «Всем это было известно, но они не знали о том». Значит, они были поглощены чем-то более серьезным и значимым — общением друг с другом.
- Спускались они всегда по разным склонам, получается, не хотели, чтобы их видели вместе. А дойти до их места встречи было трудно: «Один, кряхтя, спотыкаясь…».
- Услышав крик любимого, другой умер от разрыва сердца.
- Засада была устроена таким образом, чтобы застать каждого по одиночке. Однако люди знали, где прячутся парии. Значит, за ними следили, и их свидание уже служило поводом для расправы. Просто подвыпившие на свадьбах парни только сейчас решились сделать то, что давно хотели.
- Говоря о трупах, автор все равно использует фразу: «И там они встретились вновь», — как будто намекая на то, что любовь не умирает.
Почему же автор затронул столь щекотливую тему и изобразил героев нетрадиционной ориентации? Причина заключается в стремлении отразить советскую действительность, которая не терпела чего-то непохожего, отличного от большинства. Парни «с железом в руках» выместили свою травму, свою духовную смерть на тех, кто был против них по умолчанию, тех, кто разделял другие взгляды. Их убогий мир, состоящий из банка, садов, церкви и тюрьмы, нуждался в самоутверждении — уничтожении всего того, что одним своим наличием подчеркивало его убожество. Бродский продемонстрировал всю тонкость натуры главных героев, противопоставив их остальному населению, отличающемуся своей приземленностью.
Иосиф Александрович не говорит читателю, кто совершил убийство двух молодых людей. И правильно, ведь их губит среда, толпа, большинство, а не какие-то отдельные личности. Он создал обобщенный образ большинства, указывая на неприглядные его стороны. К примеру, в этом отрывке он демонстрирует равнодушие (старушка), эгоизм (невеста), любопытство (пьяная свадьба):
Невеста внизу обозленно
стояла одна в цветах.
Старуха, укрытая пледом,
крутила пред ней тесьму,
а пьяная свадьба следом
за ними неслась к холму.
Неизвестные убийцы воплощают жестокость этого общества, которое не приемлет ничего непохожего и жаждет крови. Поэтому автор несколько раз повторил это слово. После случившегося кровь осталась на руках каждого, от нее никто не отмоется, ведь убийство совершила не чья-то злая воля, а совокупное коллективное сознание, заточенное на негатив и агрессию. Люди и их среда проникнуты смертью: «Смерть уже в каждом слове, в стебле, обвившем жердь». Все произошедшее — всего лишь выплеск цивилизации, мораль и цель которой заключается в омертвении всего живого. Интересно, как перекликается цвет крови и революционная символика большевистской партии. Все вокруг красное, но эта яркость зловещая, мёртвая, как следы крови на руках убийц. Поэтому людям тяжело поднимать трупы со дна: они не хотят портить веселье свадьбы и обнажать свою истинную сущность. Мотив скрытности и маскарада прослеживается на протяжении всего текста:
Смерть — это тот кустарник,
в котором стоим мы все.
Герои скрывались в этом кустарнике, боясь заявить о себе жестокому городу. Но этот же кустарник скрывал от них смерть — в нем прятались убийцы. Значит, эта вездесущая маскировка своих истинных чувств и намерений — это и есть прибежище и кладезь духовной «мертвости», которая пронизала быт и нравы горожан. Ложь — проводник жестокости и ее оружие, позволяющее сгладить острые углы. Поэтому автор приписывает к смерти еще и стекла в домах, церкви, банях. Они тоже призваны скрывать то, что скрыто внутри.
Смерть — это все, что с нами —
ибо они — не узрят.
Благодаря маскировке никто ничего не увидит. Все будут жить так, как прежде, питаясь негативными эмоциями и жестокими образами, но ничего не меняя. Автор подводит итог этого рутинного прозябания:
Мы больше на холм не выйдем,
в наших домах огни.
Это не мы их не видим —
нас не видят они.
Если холм — это жизнь, то получается, что люди добровольно от нее откажутся и перестанут быть собой. Факта их существования не увидят и не признают огни, поэтому и мы их не заметим. Любопытно, что автор причисляет к смерти труд. Надо понимать, он имеет в виду тот механический рабочий процесс ради хлеба насущного, который делает из человека винтик в системе и не оставляет ему сил для духовного развития. Такой труд не принесет счастья и превратится в унылое прозябание без смысла.
Затем автор описывает гробы, в которых оказались погибшие герои. Он призывает пустить их по реке, чтобы они ушли из этих мертвых земель и приплыли к «балтийским холмам». В символике произведения холмы — это жизнь, а значит, автор предрекает любящим сердцам вечную жизнь.
Финальная часть стихотворения посвящена описанию сущности жизни. Каждое определение говорит о том, что нужно ценить и к чему нужно стремиться. Если человек движется по склонам холмов, то есть непрерывно развивается, ищет «край земли», любит и страдает, он «больше видит» с тех вершин, которые покорил. Это и есть настоящая жизнь, полная искренних чувств и потрясающих открытий. Она противопоставлена смерти — равнине, где ничего не происходит, где видно лишь то, что непосредственно нас окружает. Это сужает поле нашего зрения и сводит существование к повторению одних и тех же рутинных действий.
Многие литературоведы отмечали, что погибшие друзья символизируют поэтическое творчество, которое совсем не понятно представителям консервативного взгляда на жизнь. Обыватели хотят уничтожить все то, что противостоит их серому и рутинному укладу.
Автор противопоставляет город и холмы, как будто смерть — это городская суета, а подлинная жизнь — это уединение двух героев вдали от звуков и образов городской сутолоки.
Машины ехали в центре
к бане по трем мостам.
Колокол звякал в церкви:
электрик венчался там.
А здесь на холме было тихо,
ветер их освежал.
Кругом ни свистка, ни крика.
Только комар жужжал.
Так он подчеркивает смысл стихотворения «Холмы» — свое видение смерти. Для него обыденная жизнь, наполненная лишь заботой о хлебе насущном, равноценна духовной гибели. И такое пустое прозябание породило ту жестокость, те предрассудки, которые решили судьбу двух людей, выбивающихся из общего ряда. Так автор передал атмосферу советской нетерпимости по отношению к тем, кто чем-то отличался от большинства.
Образ холма, по мнению Иосифа Бродского, является особым символом. Он олицетворяет творческий подъем и упадок, особую кривую взлетов и падений. А образ города, расположенного на равнине, символизирует застой и унылую стабильность.
Темы, проблемы, настроение
Тема противостояния жизни и смерти — основная в произведении «Холмы». В стихотворении победу одерживает смерть. Но любящие сердца все равно стремятся к вечной жизни — «к балтийским холмам». Их не удалось покорить, но получилось уничтожить.
Тематика и проблематика стихотворения «Холмы» представлена в списке:
- Смысл жизни. По мнению автора, он состоит в расширении поля видения человека и его эмоционального, интеллектуального, духовного диапазона. Поэтому метафорой истинной жизни выступает восхождение на холмы. Автор даже начинает стихотворение с того, что герои видят город сверху, то есть возвышаются над суетой. Их взгляд устремлен в облака — то есть они мечтают о чем-то более высоком.
- Духовная смерть. Убийцы, как и их окружение, давно мертвы. Они никогда не познают истинных радостей бытия, в их мире все серо, скудно и однообразно. Поэтому им не дают покоя другие люди, которые живут и отдаются полноте эмоций. Собственная смерть толкает их на жестокость, агрессию и гнев по отношению к другим.
- Любовь. Когда один герой закричал и был убит, другой умер от разрыва сердца. Но даже после смерти они не разъединились, автор говорит всегда о них двоих, не разделяя их души и направляя их к вечной жизни. Их чувства противопоставлены пьяной свадьбе, где обозленная невеста стоит одна, а ее жених, влекомый любопытством, бежит посмотреть, что же так случилось? Автор настолько равнодушен к этим гуляньям, что пишет: «Кажется, было две». Эти свадьбы без истинных чувств не имеют никакого значения.
- Быт и нравы города. Автор описывает безрадостную картину провинциальной жизни, не наделенной никакими излишествами. Лишь пьянки оживляют рутину, наполненную лишь однообразным трудом и бытовыми хлопотами.
Настроение произведения «Холмы» меняется по мере повествования: от нейтрально-повествовательного к напряженному и драматичному, но в финале оно становится жизнеутверждающим: пока есть холмы, пока можно подниматься по ним вверх, история человека еще не закончена.
Основная идея
В стихотворении автор размышляет о таких важных понятиях, как жизнь и смерть, противопоставляя их. Главная мысль произведения «Холмы» состоит в том, что преодоление духовной смерти заключается в преодолении себя и восхождении на вершины. Лишь тернистый путь, проходящий сквозь любовь, страдания, гордость, новые открытия и достижения, способен расширить поле зрения человека и привести его к осмысленному и эмоционально богатому бытию. А вот зацикленность на рутине, консерватизме, однообразии быта и общественных предрассудках является смертью, из-за которой огни не увидят нас.
Смысл стихотворения «Холмы» состоит в разграничении явлений смерти и жизни, в приговоре всему тому, что развращает нас и делает жестокими. Мораль и атмосфера провинциального города породили лишь агрессию и убийство. А те, кто скрывался от города на холме, смогли обрести любовь, понимание и гармонию в душе. Восхождение на вершину способствует развитию личности, а прозябание на равнине — ее духовной смерти.
Средства художественной выразительности
В стихотворении «Холмы» использовано большое разнообразие тропов, которые позволяют автору передать читателю его смысл.
- Создать определённое настроение в стихотворении помогают различные метафоры («царила жара», «стада облаков», «кусты распахнулись» и другие).
- Раскрытию основной мысли произведения способствуют олицетворения («город заплатит», «кусты расступились» и так далее).
- Эпитеты придают особую выразительность стихотворению («страшная весть», «пьяная свадьба» и другие).
- Также в стихотворении можно заметить сравнения (к примеру, «смерть как вода», «неслись, как в бреду» и так далее).
- Холмы — это развернутая метафора жизни.
Автор: Виктория Комарова