Анализ романа «Гордость и предубеждение» (Дж. Остин)
«Гордость и предубеждение» – это второй роман, романтическая комедия с большим количеством сатиры, иронии и счастливым концом. Он вышел из-под пера английской писательницы Джейн Остин, работы которой представляют собой скрытую критику романов о чувственности, характерных для второй половины 18 века, и являются переходным звеном к реализму – одному из основных литературных течений 19 столетия. Многомудрый Литрекон прочитал бестселлер «Гордость и предубеждение» и подготовил для любимых читателей полный анализ по плану. Обязательно ознакомьтесь с оригинальным текстом, а затем возвращайтесь сюда. Приятного просвещения!
Содержание:
История создания
Работа над романом началась в октябре 1796 года и продолжалась в течение многих лет. Джейн Остин окончила написание первой версии в августе 1797, а уже в ноябре пришёл отказ от ознакомления с сюжетом от книготорговца. Она стала вносить разные правки, и уже к 1811-12 году от оригинальной рукописи ничего не осталось. Сейчас остаётся только догадываться, что же там было изначально, но, судя по рукописным письмам автора, работу можно было отнести к эпистолярным романам (то есть к тем, что сами по себе представляют переписку).
В том же временном промежутке роман получил заголовок «Pride and prejudice», а не первоначальный «First Impressions» («Первые впечатления»). Возможно, из-за того, что за время написания романа уже появились литературные произведения с тем же заглавием, например, «Первые впечатления» Маргарет Холфорд и комедия «Первые впечатления» Горация Смита.
После выхода романа (1813 г.) Джейн Остин в своём письме к сестре Кассандре жаловалась, что роману чего-то не хватает, например, «торжественной показной бессмыслицы» или чего-то такого.
Жанр, направление
Литературное направление, к которому относится «Гордость и предубеждение», – это реализм. Перед нами объективно представленная реальная эпоха, в которой жила сама Джейн Остин, вполне реальные события и не менее реальные герои. Если говорить о разновидности направления, то это критический реализм, поскольку присутствует критика социального строя того времени.
Жанр произведения «Гордость и предубеждение» – роман. Джейн Остин при создании хотела учесть все характеристики типичного для своего времени романтического романа, в центре которого история любви между героями, эмоции и сложность взаимоотношений.
Композиция
Роман «Гордость и предубеждение» состоит из трёх томов и 61 главы. Каждый том заканчивается важным событием для всего сюжета.
- Первый том включает в себя 23 главы. Заканчивается принятием Шарлоттой предложения руки и сердца мистера Коллинза.
- Второй том состоит из 19 глав. Заканчивается тем, что Элизабет Беннет готовится посетить Пемберли.
- Третий том, состоящий также из 19 глав, заканчивается тем, что Элизабет и Джейн счастливы в браке с мистером Дарси и мистером Бингли соответственно.
Смысл названия
Изначально роман должен был носить заголовок «Первые впечатления» («First Impressions»), но в 1811–1812 его переименовали на знакомое нам «Гордость и предубеждение». Что же это означает?
Название «Гордость и предубеждение» отражает тематическую основу истории, выступая одновременно намеком на повествование и символом его более глубокого значения. Нюансы, обнаруживаемые в персонажах, их поведении и вытекающие из этого последствия, – все это подпадает под действие одной или обеих этих эмоций – гордости и предубеждения. Перелистывая страницы этой любимой классики, мы сразу начинаем замечать, как эти два фактора незаметно, но глубоко влияют на действия, решения и конечную судьбу персонажей.
Гордость является важным фактором, влияющим на решения и поведение персонажей романа. Персонаж мистера Дарси, например, изображается как человек огромной гордости и обладатель высокого социального положения. Его первоначальное неприятие Элизабет Беннет коренится в его собственном высокомерии и чувстве превосходства. Точно так же, Элизабет приводит к тому, что она изначально неправильно судит о мистере Дарси и отвергает его ухаживания, вызывая напряженность и непонимание между ними.
Также гордость, если брать именно такой контекст, относится к завышенному чувству собственной важности или общественного положения персонажей, которое часто ослепляет их и препятствует восприятию истинной природы окружающих.
«Предубеждение», с другой стороны, намекает на предрасположенность персонажей к суждениям и предубеждениям, которые препятствуют их способности устанавливать подлинные связи с другими людьми.
Название «Гордость и предубеждение» служит острым напоминанием о внутренней борьбе, с которой сталкиваются персонажи, а также отражает более широкие социальные проблемы, присутствующие в романе.
Суть: о чем роман?
Суть романа «Гордость и предубеждение» мы можем уловить из происходящих в сюжете событий. Перед нами тревоги времён Джейн Остин. Мы видим то, как политика тогда обременяла английских женщин, таких как сёстры Беннет, во времена регентства в Англии.
Остин писала в эпоху преобразований в 1800-х годах, когда различные социальные группы постоянно бросали вызов строгой социальной иерархии, и поэтому ее роман можно читать как феминистский текст и как консервативный текст её времени.
«Общепризнанной истиной является то, что одинокий мужчина, обладающий большим состоянием, должен нуждаться в жене»
Главные герои и их характеристика
Давайте вспомним о героях, за которыми мы следим во время прочтения:
- Элизабет Беннет – главная героиня. Она любимица своего отца, а также предмет восхищения мистера Дарси. Поначалу её неправильно понимают. В семейном кругу Элизабет также называют Элизой или Лиззи. Как вторая дочь семьи Беннет, она в конце концов покоряет мистера Дарси своим неординарным мышлением, несмотря на первоначальные трудности в налаживании отношений с одним и тем же человеком. По мере развития сюжета она становится уравновешенной личностью и устраняет свое предвзятое поведение.
- Мистер Дарси – хотя и выглядит надменным и избегающим общества, он оказывается равным Элизабет как в мыслях, так и в симпатиях. Человек требовательного вкуса, он проявляет доброту, хорошие манеры и завоевывает уважение окружающих благодаря своему рациональному подходу к жизни, несмотря на его первоначальное высокомерие по отношению к Элизабет. Однако позже он доказывает, что ему можно доверять, когда помогает Беннетам уладить дело Лидии о побеге. Он влюбляется в Элизабет и в конце истории делает предложение.
- Джейн Беннет – старшая из дочерей Беннет. Выходит замуж за мистера Бингли. Однако, несмотря на ее красоту и справедливость, мистер Дарси вначале предпочитает ей Элизабет. В то время как Бингли мгновенно влюбляется в Джейн. Она — обычная леди, которая верит в свою сестру Элизабет, которой она рассказывает о мистере Бингли. Джейн подала пример замужества в традиционной атмосфере.
- Чарльз Бингли – весьма богатый и любвеобильный мужчина. Увидев красоту в Джейн, сразу же тянется к ней, а не к другим умницам. Он также любит Кэролайн и Луизу, двух своих сестер, и у него доброе сердце. После женитьбы он переезжает в Пемберли, чтобы быть поближе к мистеру Дарси и Элизабет.
- Джордж Уикхэм – очаровательный солдат, близкий друг мистера Дарси. Он самый отрицательный персонаж в истории из-за таких действий, как обольщение Лидии и ложь о Дарси. Элизабет, возможно, была его намеченной жертвой, но ее остроумие спасает ее от его мошеннической натуры. Затем он соблазняет наивную Лидию. Уикхем был близким родственником Дарси, по этой причине его отец завещал ему некоторую собственность. Когда он сбегает с Лидией, мистер Дарси вмешивается, чтобы спасти честь своего рода, и заставляет обольстителя жениться на жертве.
- Миссис Беннет – очень утомительный, но любознательный персонаж. Миссис Беннет оказывается в центре внимания мистера Беннета всякий раз, когда она видит перспективу того, что будущий молодой человек женится на любой из ее юных дочерей. Это происходит в случае с мистером Бингли, когда она узнает, что он не женился, несмотря на большое состояние. Однако ей ни мирской проницательности, ни знания человеческих отношений. Она становится полностью удовлетворенной в конце романа, когда видит, что все ее девочки выходят замуж и счастливо устраиваются.
- Мистер Беннет – глава семьи Беннет, а также юрист, работающий в суде, с умом, полным житейской мудрости. Дома его любимая дочь Элизабет, которую он называет Лиззи. К сожалению, его отношения с женой всегда испорчены. Его часто можно застать за тем, что он отпускает шутки по поводу плохого характера миссис Беннет. Он страдает и чувствует себя оскорбленным романом Лидии, от последствий которого его спасает мистер Дарси.
- Лидия Беннет – одна из сестёр Беннет. Несмотря на свою красоту и близость к Элизабет, Лидия доказывает свою глупость, попадая в ловушку мистера Уикхема. Она сбегает с Уикхемом, не осознавая последствий. Однако мистер Дарси, чувствуя опасность, пытается помочь ей выйти замуж за Уикхема.
- Кетрин Беннет – предпоследняя из сестер Беннет, которая, несмотря на молодость, не выходит замуж и продолжает свою жизнь, как раньше, что показывает ее проницательность в том, что касается улучшения своих перспектив после того, как ее сестры вышли замуж.
- Мэри Беннет – самый образованный или кажущийся образованным, но серьезный персонаж романа. В основном она держится подальше от других, погруженная в свои книги. Она также очень интересуется человеческими отношениями и понимает больше других.
Темы и проблемы
Тематика и проблематика романа «Гордость и предубеждение» достаточно обширны, но Многомудрый Литрекон постарался рассказать об основных из них:
- Гордость и предубеждение. Как следует из названия романа, и гордость, и предубеждение играют жизненно важную роль в романе. Гордость выражается через персонажа мистера Дарси, а предубеждение подчеркивается через Элизабет. Дарси ведет себя снобистски во время своей первой встречи с Элизабет, что в конечном итоге заставляет её возненавидеть его. Его гордость мешает ему видеть хорошие качества Элизабет, а ее предубеждение мешает ей видеть насквозь его внешнюю природу. Им требуется время, чтобы все осознать и выпутаться из своей гордости и предубеждения. Кроме того, Дарси (тоже из-за своей гордости) подвержен предубеждениям по отношению к людям, стоящим ниже его по социальному классу и экономическому статусу. Другими персонажами, которые демонстрируют гордость в романе, являются Кетрин Де Баф и мисс Кетрин Бингли.
- Любовь и брак. В романе эти два понятия идут рука об руку. В частности, в нем рассказывается о любви и браке между мистером Дарси и Элизабет, которые больше всего на свете верят в брак по любви. Как следует из вступительной строки романа, общепризнанной истиной является то, что одинокому мужчине, обладающему большим состоянием, должно быть, не хватает жены. Брак был главной заботой времён Джейн Остин. Именно это вдохновило её сосредоточиться на любви и браке в «Гордости и предубеждении», а также в других её романах. Настоящая любовь, ведущая к счастливому союзу персонажей, несмотря на все невзгоды, изображается через пары мистера Дарси и Элизабет, а также Джейн и Чарльза Бингли. В то же время роман также рассказывает про неудачные браки, которые заключались исключительно ради независимости, репутации и финансовой безопасности, как в случае Шарлотты Лукас и Лидии Беннет.
- Семья. Создание полноценной семьи – третья главная тема, поскольку Беннеты ждут молодых людей, которые женятся на их пяти дочерях. Вот почему, когда мистер Бингли приезжает в Лонгборн, миссис Беннет немедленно просит своего мужа навестить его. Точно так же Джейн и Элизабет находят себе равных в мистере Бингли и мистере Дарси в их желании пополнить свои семьи посредством брака.
- Класс и слои общества. Это, несомненно, играет важную роль в романе. В сюжете присутствует чёткая грань между богатыми и бедными. Тема используется для усиления отвращения автора к традиционному укладу жизни обществу в целом. Она дает понять, что такие люди, как леди Кетрин, из-за своей гордости за принадлежность к социальному классу, ведут себя грубо даже в обычном разговоре и вечно виноваты в плохом обращении с другими людьми. Такие персонажи, как мистер Коллинз и Кэролайн, полностью определяются классовой системой. В отличие от них, Джейн Остин приводит больше положительных примеров в Бингли и Гардинерах. Через персонажа мистера Дарси она назвала класс силой, которая побуждает людей к добродетели и порядочности, сравнив ситуацию с неосторожным поведением миссис Беннет и ее дочерей. Мистер Дарси представлен как воплощение идеального джентльмена высокого класса. Хотя вначале он кажется высокомерным и эгоистичным, со временем его предвзятое мнение о низшем классе меняется, когда он знакомится с высокими качествами Элизабет. Джейн Остин убедительно передает свою идеологию о том, что класс не определяет характер человека, в то же время через любовь можно преодолеть все препятствия, включая классовые.
- Феминизм. В романе много лиц мужского пола, однако «Гордость и предубеждение» – роман именно о женщинах. Женщины играют центральную роль во всей истории. Она также включает в себя множество браков, переплетаясь уже с упомянутыми темами. Следовательно, эту историю справедливо назвали романом нравов. Хотя кажется, что все мужчины играют свою роль, за исключением мистера Дарси, все остальные, похоже, поступают так, как выбирают для них именно женщины. Мистер Беннет делает то, о чем его просит миссис Беннет. Уикхэм становится тем, кем его хочет видеть Лидия.
- Личность в обществе. В романе также представлена тема личности и её места в обществе, такого как мистер Дарси, который поощряет Уикхема жениться на Лидии, вместо того чтобы оставить все как есть. Если бы этого не произошло, Уикхэм поставил бы семью Беннет в неловкое положение. Кроме того, это показывает, что без этого брака Уикхэм не мог найти уважения в обществе, поскольку его репутация тоже пострадала бы.
- Добродетель. Тема добродетели в «Гордости и предубеждении» раскрыта в характере Элизабет, которая ставит своё тщеславие выше, вместо того чтобы уделять приоритетное внимание своему счастью. Но это становится её достоинством, которое завоёвывает сердце мистера Дарси, в то время как поступок Лидии, которая ставит чувство выше гордости и своего долга, наносит ущерб её репутации и семье.
Основная идея
Название романа, «Гордость и предубеждение», отражает основные темы, которые звучат на протяжении всего повествования.
«Гордость» относится к чувству собственной важности персонажей, что часто приводит к неуместным суждениям и недопониманию.
С другой стороны, «предубеждение» подчеркивает предвзятые представления и пристрастия персонажей, влияющие на их взаимодействие с другими. Такова главная мысль романа «Гордость и предубеждение».
Чему учит?
Многомудрый Литрекон готов с Вами поделиться моральными уроками, найденными на страницах романа «Гордость и предубеждение»:
- Не нужно стараться быть идеальным. Элизабет Беннет, героиня романа, интересна не потому, что она хороша во всем, а именно потому, что это не так. В начале романа она и ее будущий муж, загадочный мистер Дарси, беседуют о том, что определяет “состоявшуюся” женщину. Дарси указывает, что такая леди могла бы музицировать, петь, танцевать, рисовать, говорить на нескольких языках и часто читать. Вместо того, чтобы притворяться, что она обладает этими качествами, или стыдиться того, что у нее их нет, Элизабет принимает себя такой, какая она есть. Элизабет заменяет изнуряющую исключительность страстью к тому, что ей реально интересно. Есть определенные вещи, которыми она увлечена – чтение, семья, путешествия, – которые делают ее уникальной и, по сути, вызывают симпатию мистера Дарси.
- Не нужно выносить поспешных решений. Это очевидный урок романа – не судите о книге по её обложке, ознакомьтесь с ней, узнайте, что там внутри. Не нужно предубеждений!
- Важность планирования. В этом легко читаемом романе мисс Джейн Остин подчеркивает важность планирования. «Гордость и предубеждение» — самый идеально структурированный роман, который когда-либо был написан: от первоначального напряжения во время встречи Элизабет и Дарси до катастрофического срыва первого предложения, восходящей траектории чувств Элизабет к мужчине, о котором она плохо судила, кульминационного момента, когда Дарси спасает репутацию семьи Беннет и его последующего успешного предложения руки и сердца Элизабет, роман развивается быстро и целенаправленно в четко выстроенных главах. Остин не тратит время на несерьезные детали: все взаимосвязано; у каждой сцены есть цель.
- Иногда юмор не помешает. «Гордость и предубеждение» – это не просто викторианская литература. Конечно, это романтическая история с сюжетом о браке, но это ещё и комедия. От льстивого мистера Коллинза до суховато-саркастичного мистера Беннета роман полон шуток, легких кивков Джейн Остин читателю. Книга действительно забавная. Столкнувшись с потенциально мрачным будущим, миссис Беннет ломается. Элизабет, однако, учится смеяться. Во многом именно ее юмор растопляет ледяную внешность застенчивого мистера Дарси и ведет к их обоюдному счастью. Сталкиваясь с проблемами, найдите минутку, чтобы отступить. Если вы научитесь смеяться над проблемой, вы сможете решить ее более эффективно.
- Не нужно сдаваться после первой же неудачи. В неудаче нет ничего постыдного. Мистер Дарси с треском провалился в своей первой попытке сделать предложение объекту своей привязанности, но он попытался снова. Посмотрите на него сейчас: неподвластный времени архетип работяги, у которого 200 лет поклонников. Остин тоже постигла неудача. Она впервые написала роман в 1796 году – за семнадцать лет до того, как он был окончательно опубликован. Её отказ впасть в уныние привел к публикации романа, который оказался поистине неподвластным времени.
Критика
Роман «Pride and prejudice» неизменно входит в верхние части списков «самых любимых и популярных книг» среди читателей и, конечно же, литературоведов. Он стал одним из популярнейших произведений английской литературы с количеством проданных экземпляров более 20 миллионов копий; является вдохновением для множества производных работ в современной мировой литературе. На протяжении более века драматические адаптации, переиздания, неофициальные продолжения, фильмы и телевизионные версии «Гордости и предубеждения» изображали запоминающихся персонажей и темы романа, достигая массовой аудитории.
В 19 веке роман был принят тепло. Анна Изабелла Милбанке, будущая жена лорда Дж. Байрона, назвала «Гордость и предубеждение» «модным романом». Вальтер Скотт (шотландский романист) писал:
«Прочтите ещё раз, по крайней мере, в третий раз, очень тонко написанный роман мисс Остин о «Гордости и предубеждении»
Были и другие мнения. Например, Шарлотта Бронте (английская писательница и автор «Джейн Эйр», анализ которого также доступен на сайте) была разочарована в романе, а Марк Твен (американский писатель, известный «Приключениями Тома Сойера» и «Приключениями Гекльберри Финна») относился к роману отрицательно и говорил:
«Каждый раз, читая «Гордость и предубеждение», я хочу её [Джейн Остин] выкопать и ударить её по черепу её собственной берцовой костью»
Согласно опросу «Самая любимая книга Великобритании», проводимому в 2003 году BBC, роман Джейн Остин «Гордость и предубеждение» уступает только «Властелину колец» Дж. Р. Р. Толкина.
В 2008 году австралийские читатели поставили «Гордость и предубеждение» на первое место в рейтинге «101 лучшая книга, написанная когда-либо».
Автор: Анастасия Александрова