Анализ стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…» (С. А. Есенин)

Русь и малая Родина С. А. Есенина нашли яркое воплощение в творчестве поэта. Сергей Есенин горячо любил Рязанский край. В селе Константиново, откуда родом поэт, невероятные красоты, передать которые не хватит ни слов, ни красок. Их можно только увидеть самому и понять, что С. Есенин не мог не любить и не восхищаться ими. Поэтому Многомудрый Литрекон с большим удовольствием делал разбор стихотворения «Гой ты, Русь моя родная».

История создания

Как и многие другие стихотворения на тему Родины, произведение «Гой ты, Русь моя родная…» посвящено стране поэта. Оно создано в 1914 году. В это время С. А. Есенин уже уехал из родного села в большой город. Тогда поэт тосковал по дому, часто находя себе утешение в спиртном. Вдали от родных мысли и воспоминания о Родине грели сердце и душу.

Вероятно, идея стихотворения была навеяна атмосферой того времени: отношения между странами накалились, это бы канун Первой Мировой войны. Повсюду велись патриотические разговоры, и молодой человек пылко воспринял их содержание. Оно нашло отзвук в его душе.

Жанр, направление и размер

  • По жанру произведение С. А. Есенина «Гой ты, Русь моя родная…» — лирическое стихотворение. Здесь сильно эмоциональное начало. Так как сам поэт испытывает сильное волнение от воспоминания о Родине, то и его произведение наполнено яркими образами и картинами сельской жизни. Считается, что автору нужно самому пережить те эмоции, которые он хочет донести до читателя. Только так у него получится создать поистине живой язык, только так получится убедить читателя и буквально заставить его сказать «Верю!».
  • Направление, в котором творил С. Е. Есенин, называется имажинизм. Данное направление пришло на смену футуризму, оно провозгласило метафору главным художественным средством изобразительности. Создание яркого цельного образа – вот основная цель поэтов-имажинистов, чему и следует Сергей Есенин в стихотворении «Гой ты, Русь…».
  • Стихотворный размер стихотворения – четырехстопный хорей. За счет избранного размера создается наиболее оживленный ритм и настроение.

Композиция

По структуре стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых, в свою очередь, — из четырех стихов (или строк). Поэт последовательно рассказывает о безграничной любви к Родине. В первой строфе речь идет о бескрайности родного края. Далее – о запахах и звуках, и наконец – в заключительной строфе – о собственном отношении поэта к Руси. Автор признается в любви и обещает «сохранить верность» стране.

Если рассматривать привычные для нас композиционные приемы, то в данном случае композицию можно назвать последовательной.

Образы и символы 

В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная…» лирический герой сильно приближен к авторскому «Я». Как уже было сказано выше, С. А. Есенин тоскует по Родине всегда и везде, что заставляет поэта писать о ней с необычайной эмоциональной напряжённостью. Лирический герой и выступает в роли так называемого главного героя: вот он заходит в село, ощущает запахи, слушает смех и звон, стоит и наслаждается. Довольно абстрактный образ «рати святой» позволяет определить главные темы и проблемы, поставленные поэтом.

Образный же строй, как и символьный, очень богат. В частности, поля создают ощущение бескрайности, безграничности. Образ синего неба («синь сосет глаза») довершает общую картину. Лирический герой проводит аналогию между собой и «захожим богомольцем». Тополя чахнут «звонно», а яблочный и медовый запахи играют в воздухе так, что каждый способен ощутить их по прочтении стихотворения. «Стяжки», «сережки», «девичий смех» — мы буквально переносимся в созданную С. А. Есениным местность. В этом и состоит умение поэта создавать богатый образный ряд – читатель максимально окунается в среду (здесь есть и запахи, и звуки, и ощущения от бега).

Темы, проблемы и настроение

  • Основная тема стихотворения — тема Родины. Даже при условии переселения в Рай без родных просторов, лирический герой сохраняет верность стране. Герою ничего не нужно, кроме радости созерцать и чувствовать – жить полной грудью на Руси. Он не готов предать Родину ради какого бы то ни было прекрасного Рая. Отсюда вытекает любовь к Родине и русской природе вообще.
  • Тема природы тоже прозвучала в стихотворении. Автор любовно описывает красу родной земли и ее неповторимый образ.
  • Основная проблема тесно связана с темой стихотворения. В заключительных строках звучит призыв «кинуть Русь» — это и есть постановка главного вопроса. Автор свободен в выборе: Родина или Рай. Данная проблема особенно актуальна в современности при обострении ситуации с эмиграцией.
  • Настроение у С. А. Есенина бойкое, радостное, веселое. Все очевидно: его герой находится в любимой стране, в привычной для него обстановке, которая дарит силы, энергию. Родные просторы вдохновляют и успокаивают. Иначе говоря, здесь человек счастлив – настроение счастья и покоя наряду с безмерной радостью преобладает в произведении.

Основная идея 

Смысл стихотворения сосредоточен в патриотизме. Однако слово «патриот» по отношению к лирическому герою здесь не совсем уместно. С. А. Есенин просто стремится передать настроение, которое сам испытывает, думая о доме. Здесь нет скрытых смыслов – все лежит на поверхности: счастье рядом. Счастье – в тех самых сережках и девичьем смехе. Для поэта и его лирического героя важно быть на Родине, быть верным ей до последнего.

Главная мысль стихотворения — отражение авторского кредо Есенина. Он величает себя крестьянским поэтом, то есть все свое творчество связывает с малой родиной.

Средства художественной выразительности

«Кроткий», «веселый», «мятый» — обилие эпитетов в описании природы обоснованно. Кроме данного средства художественной изобразительности, в стихотворении во главу угла поставлена метафора: многие образы создаются именно за счет нее. Примером может служить «мятая стежка». Сама природа у С. А. Есенина наделена чертами человека, она всегда одушевленная у поэта («синь сосет глаза») – олицетворение.

Сравнение тоже занимает не последнее место в стихотворении: герой сравнивает себя с богомольцем, а смех девушек сопоставлен со звоном сережек. Что также касается синтаксического начала, то диалог в конце стихотворения играет основополагающую роль. Наконец, С. А. Есенин использует богатую звукопись и цветопись, о чем речь шла ранее.

Тропы играют важную роль в создании настроения стихотворения. Специфический просторечные слова погружаю читателя в атмосферу деревни.

Автор: Татьяна Стекольникова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *