Краткий анализ Аустерлицкого сражения в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)
В романе-эпопее «Война и мир» показана русская жизнь начала 19 века во всём её многообразии. Запечатлены исторические события, связанные с двумя войнами 1805-1807 и 1812 годов. Огромную роль в жизни главных героев сыграли эти битвы, изменив их мировоззрения, идеалы, открыв им истинную суть вещей. Ключевым военным эпизодом первого тома романа стало Аустерлицкое сражение.
Смысл фрагмента
Уделяя значительную часть описанию смотра в Ольмуце, настроению солдат накануне сражения, императору Александру и Кутузову, Толстой показывает читателю причины неудачи в битве. В отличие от Шенграбена, теперь все обстоятельства были на стороне русских. Положение армии перед Аустерлицем «стало как будто незыблемо прочным». На победу надеялись все генералы, кроме Кутузова и Багратиона. Простые солдаты же не понимали, ради чего они должны умирать. Толстой уверен, что именно настрой войска предопределил крах сражения, ведь эта война была не в интересах русских людей, а в интересах молодого императора, которому очень хотелось отобрать победу у Наполеона.
Поэтому туман, окутавший армию перед сражением, можно воспринимать как художественный приём. Это символ неопределённости и непонимания цели сражения у простых солдат, и туман тщеславия, окутавший сознание тех, кто затеял эту войну. В конце битвы он рассеялся, и осталось только «высокое небо». Эти два символа противопоставлены друг другу как истина и ложь.
Значение эпизода в романе
Само сражение передано Толстым через восприятие многих лиц, но чувства и поступки главных героев он показывает крупным планом. К ним относится Николай Ростов, не утративший романтического духа после Шенграбена. Герой мечтает о встрече со своим кумиром — императором Александром. Ростов видит русского царя после Аустерлица. Тот плачет под яблоней, утешаемый своим генералом Толем. Безупречно владеющий собой, красивый, всеми любимый император, предстает перед героем в довольно жалком виде. Николай Ростов не решается приблизиться к своему кумиру и не разочаровывается в своём идеале. Герой так и не смог понять, что его слепая преданность императору – туман.
Осознание ложности романтических идеалов становится уделом другого героя — Андрея Болконского. Князь хочет славы и готов для этого пойти на всё. Его восхищает Наполеон, герой мечтает о такой же великой судьбе. И во время Аустерлицкого сражения ему удается совершить настоящий подвиг: он хватает знамя и бежит вместе с ним в атаку, тем самым воодушевляя разбитые полки. Князя Андрея ранят, перед ним лишь высокое бескрайнее небо. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как мы бежали», — думает герой. Далее Болконский, как и Николай Ростов, встречает своего кумира – Наполеона. Но теперь французский император кажется ему таким маленьким и ничтожным. Он видит, что нет правды там, где тщеславие и эгоизм.
Таким образом, Аустерлицкое сражение стало не только крахом русского войска, но и крахом мечтаний, надежд главных героев, поворотным моментом в их судьбе.
Автор: Ксения Яблокова