Анализ стихотворения “Гроза идет” (Н. Заболоцкий)
Николай Заболоцкий был выдающимся советским поэтом. На широкую аудиторию он прославился благодаря пейзажной лирике, которая отличается глубокими наблюдениями природы, острым восприятием окружающего мира и яркими образами. Поэт не просто описывал природу, его стихи проникновенны и меланхоличны. Они несут в себе философские подтексты, передавая их в живописных образах и метафорах. Чтобы ознакомится с философским взглядом творца на родные края, Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ стихотворения «Гроза идет» по плану. Приятного просвещения!
Содержание:
История создания
Последний период творчества поэта пришелся на конец пятидесятых годов. Этот лирический эпизод в жизни Заболоцкого можно назвать автобиографическим. Он чувствует, что финал близко, и начинает рефлексировать, изливая свои душевные переживания и годы опыта в рифмованные строки.
Стихотворение «Гроза идет», написанное в 1957 году, также относится к данному периоду. За жизнь у поэта было немало взлетов и падений, как творческих, так и личных. Свои философские размышления на этот счет он обернул в стихотворную оболочку, пытаясь научить читателя им.
Жанр, направление и размер
Произведение Заболоцкого «Гроза идет» относится к жанру лирического стихотворения. Его строки описывают переживания лирического героя, связанные с приходом буйствующей стихии.
Творчество поэта относится к модернизму, но он не ограничивает себя рамками стиля, и умело сочетает его с пейзажно-философскими аспектами классицизма. Легкость к прочтению стихотворения задает хорей, а также умелое сочетание женской и мужской рифм.
Смысл названия
Название стихотворения отражает его основную идею. Оно указывает на приближение грозы, которая, играя важную роль в произведении, является символом мощи, силы и злого рока. Она создает атмосферу напряжения и эмоционального волнения. Читатель понимает, что лирический текст будет о воздействии природного явления на человека и его внутренний мир.
«Гроза идет» также имеет глубокий символический смысл. Гроза служит метафорой для различных аспектов жизни и человеческого опыта. Мы рассматриваем название, как символическое предупреждение о предстоящих переменах и испытаниях. Ведь стихия спокойно может потрясти привычный порядок вещей.
Образы и символы
Главным образом лирического произведения является нахмуренная туча. Она символизирует приближение грозы и несет в себе чувство угрозы и опасности. Сопровождающие ее гром и молния подчеркивают грядущую беду и рок. Они символизируют громкость и силу, над которыми не властен человек, и которые он должен с гордостью принимать.
Кедр, с которым сопоставляет себя лирический герой, становится символом устойчивости и стойкости. Раздвоенный молниями, он стоит непоколебимо и подпирает темный небосклон. Он передает идею важности проделывания жизненных испытаний и сохранения стойкости в лице перед трудностями.
Темы, проблемы, настроение
Сила и мощь природных явлений, их властность над человеком – основная тема лирического произведения “Гроза идет”. Сквозь все строки стихотворения мы видим, как гроза влияет на внутренний мир героя. Первое же появление тучи заселяет в нем тревогу, которая усиливается с ее приближением.
Через описание молний, сломанных сверкающих серебром, и грома, выкатывающегося будто камень, творец передает силу и энергию природных явлений. Они бьют, ловят и ломают, создают великий шум, впечатление мощи и разрушения.
Великий Иоганн Вольфганг Гете писал:
«Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей».
Того же мнения придерживался и Николай Заболоцкий. Его стихи показывают, что природа – есть отражение человеческих чувств, она, как ничто другое, правдива. Именно поэтому поэт описывает красоту родного края с такой любовью, он видит в ней отражение себя.
В стихотворение «Гроза идет» творец описывает свои внутренние переживания о наступлении беды, облачая их в образы грома и молний. Чувствуя связь с природой, и то, как хорошо она передает его внутренний мир, поэт тянется к беде навстречу, хотя и видит в ней опасность. Он описывает, как замедлил шаг, и стоит, сливаясь с белым блеском вольтовой дуги. Это выражает его внутреннее притяжение к силе и красоте грозы, несмотря на опасность.
Лирическое произведение «Гроза идет» создает противоречивое чувство, отражающее сложность взаимодействия неидеального человека и совершенной природы.
Основная идея
На долю Николая Заболоцкого выпало немало испытаний, к тому же он, как и всякий человек, мечтал и шел к своим целям, но жизнь — штука непредсказуемая, и не всегда можно знать, что она тебе уготовила. В стихотворении «Гроза идет» поэт показывает сложность пути, особенно если выбор цели пал на вершины. Таков смысл стихотворения «Гроза идет».
Сравнивая себя с кедром, автор показывает нам цену славы, нахождения на вершине. Ведь злой рок, как и гроза, целятся в верхушки. И чем ты выше забрался, тем больнее падать. Вот в чем заключается главная мысль стихотворения «Гроза идет».
Хоть автор и показывает нам сложность избранного пути и его опасность, он также восхваляет людей, не сдавшихся, которые не пали под напряжением злого рока судьбы. Людей, что смогли выстоять, несмотря на то, что были сломлены в порыве бури.
Кедр, как и лирический герой, продолжают стоять, несмотря на все разрушения. Гроза их сломала снаружи, но изнутри они все также сильны духом. Они верят, что буря закончится и настанет светлый день.
Средства художественной выразительности
В стихотворении «Гроза идет» использованы разнообразные тропы, примеры которых Вы можете увидеть и оценить:
- В стихотворении используется повторение, которое усиливает эмоциональную силу текста. Фразы «Сколько раз» и «Он стоит» повторяются, подчеркивая частоту и постоянство испытаний, а также стойкость кедра.
- Присутствует синестезия — переплетение ощущений разных чувств. Например, «белый блеск вольтовой дуги» передает не только визуальное впечатление, но и ассоциируется с звуком грома и эмоцией, что создает более полное и насыщенное восприятие.
- Бессомненно, главным средством художественной выразительности в пейзажной лирике выступает олицетворение. Именно олицетворения придают природным явлениям мощь, которая пугает и захватывает: «Движется нахмуренная туча», «молниями била», «мертвая корона подпирает темный небосклон».
- Красочность образов передают эпитеты: «сломанными молниями», «мертвая корона», «темный небосклон».
Автор: Полина Крачун