Анализ стихотворения “Гроза идет” (Н. Заболоцкий)

Николай Заболоцкий был выдающимся советским поэтом. На широкую аудиторию он прославился благодаря пейзажной лирике, которая отличается глубокими наблюдениями природы, острым восприятием окружающего мира и яркими образами. Поэт не просто описывал природу, его стихи проникновенны и меланхоличны. Они несут в себе философские подтексты, передавая их в живописных образах и метафорах. Чтобы ознакомится с философским взглядом творца на родные края, Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ стихотворения «Гроза идет» по плану. Приятного просвещения!

История создания 

Последний период творчества поэта пришелся на конец пятидесятых годов. Этот лирический эпизод в жизни Заболоцкого можно назвать автобиографическим. Он чувствует, что финал близко, и начинает рефлексировать, изливая свои душевные переживания и годы опыта в рифмованные строки. 

Стихотворение «Гроза идет», написанное в 1957 году, также относится к данному периоду. За жизнь у поэта было немало взлетов и падений, как творческих, так и личных. Свои философские размышления на этот счет он обернул в стихотворную оболочку, пытаясь научить читателя им. 

Жанр, направление и размер 

Произведение Заболоцкого «Гроза идет» относится к жанру лирического стихотворения. Его строки описывают переживания лирического героя, связанные с приходом буйствующей стихии. 

Творчество поэта относится к модернизму, но он не ограничивает себя рамками стиля, и умело сочетает его с пейзажно-философскими аспектами классицизма. Легкость к прочтению стихотворения задает хорей, а также умелое сочетание женской и мужской рифм. 

Смысл названия

Название стихотворения отражает его основную идею. Оно указывает на приближение грозы, которая, играя важную роль в произведении, является символом мощи, силы и злого рока. Она создает атмосферу напряжения и эмоционального волнения. Читатель понимает, что лирический текст будет о воздействии природного явления на человека и его внутренний мир.

«Гроза идет» также имеет глубокий символический смысл. Гроза служит метафорой для различных аспектов жизни и человеческого опыта. Мы рассматриваем название, как символическое предупреждение о предстоящих переменах и испытаниях. Ведь стихия спокойно может потрясти привычный порядок вещей.

Образы и символы 

Главным образом лирического произведения является нахмуренная туча. Она символизирует приближение грозы и несет в себе чувство угрозы и опасности. Сопровождающие ее гром и молния подчеркивают грядущую беду и рок. Они символизируют громкость и силу, над которыми не властен человек, и которые он должен с гордостью принимать. 

Кедр, с которым сопоставляет себя лирический герой, становится символом устойчивости и стойкости. Раздвоенный молниями, он стоит непоколебимо и подпирает темный небосклон. Он передает идею важности проделывания жизненных испытаний и сохранения стойкости в лице перед трудностями. 

Темы, проблемы, настроение

Сила и мощь природных явлений, их властность над человеком – основная тема лирического произведения “Гроза идет”. Сквозь все строки стихотворения мы видим, как гроза влияет на внутренний мир героя. Первое же появление тучи заселяет в нем тревогу, которая усиливается с ее приближением. 

Через описание молний, сломанных сверкающих серебром, и грома, выкатывающегося будто камень, творец передает силу и энергию природных явлений. Они бьют, ловят и ломают, создают великий шум, впечатление мощи и разрушения. 

Великий Иоганн Вольфганг Гете писал: 

«Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей». 

Того же мнения придерживался и Николай Заболоцкий. Его стихи показывают, что природа – есть отражение человеческих чувств, она, как ничто другое, правдива. Именно поэтому поэт описывает красоту родного края с такой любовью, он видит в ней отражение себя. 

В стихотворение «Гроза идет» творец описывает свои внутренние переживания о наступлении беды, облачая их в образы грома и молний. Чувствуя связь с природой, и то, как хорошо она передает его внутренний мир, поэт тянется к беде навстречу, хотя и видит в ней опасность. Он описывает, как замедлил шаг, и стоит, сливаясь с белым блеском вольтовой дуги. Это выражает его внутреннее притяжение к силе и красоте грозы, несмотря на опасность. 

Лирическое произведение «Гроза идет» создает противоречивое чувство, отражающее сложность взаимодействия неидеального человека и совершенной природы. 

Основная идея

На долю Николая Заболоцкого выпало немало испытаний, к тому же он, как и всякий человек, мечтал и шел к своим целям, но жизнь — штука непредсказуемая, и не всегда можно знать, что она тебе уготовила. В стихотворении «Гроза идет» поэт показывает сложность пути, особенно если выбор цели пал на вершины. Таков смысл стихотворения «Гроза идет».

Сравнивая себя с кедром, автор показывает нам цену славы, нахождения на вершине. Ведь злой рок, как и гроза, целятся в верхушки. И чем ты выше забрался, тем больнее падать. Вот в чем заключается главная мысль стихотворения «Гроза идет».

Хоть автор и показывает нам сложность избранного пути и его опасность, он также восхваляет людей, не сдавшихся, которые не пали под напряжением злого рока судьбы. Людей, что смогли выстоять, несмотря на то, что были сломлены в порыве бури. 

Кедр, как и лирический герой, продолжают стоять, несмотря на все разрушения. Гроза их сломала снаружи, но изнутри они все также сильны духом. Они верят, что буря закончится и настанет светлый день. 

Средства художественной выразительности

В стихотворении «Гроза идет» использованы разнообразные тропы, примеры которых Вы можете увидеть и оценить:

  1. В стихотворении используется повторение, которое усиливает эмоциональную силу текста. Фразы «Сколько раз» и «Он стоит» повторяются, подчеркивая частоту и постоянство испытаний, а также стойкость кедра.
  2. Присутствует синестезия — переплетение ощущений разных чувств. Например, «белый блеск вольтовой дуги» передает не только визуальное впечатление, но и ассоциируется с звуком грома и эмоцией, что создает более полное и насыщенное восприятие.
  3. Бессомненно, главным средством художественной выразительности в пейзажной лирике выступает олицетворение. Именно олицетворения придают природным явлениям мощь, которая пугает и захватывает: «Движется нахмуренная туча», «молниями била», «мертвая корона подпирает темный небосклон».
  4. Красочность образов передают эпитеты: «сломанными молниями», «мертвая корона», «темный небосклон».

Автор: Полина Крачун

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *