Анализ стихотворение «Где-то в поле возле Магадана» (Н.А. Заболоцкий)

Николай Алексеевич Заболоцкий — один из ярких и довольно незаурядных представителей литературного творчества 20 века. Поэт отличался от коллег-современников глубокими раздумьями на непростые философские темы на каждом этапе своего творчества. Безусловно, работы Заболоцкого, как и любого другого литератора, возможно разделить на определённые периоды. С 1938 года в жизни поэта возникли небывалые трудности: он столкнулся с жесткой критикой и травлей в СМИ, а потом и вовсе был арестован за антисоветскую пропаганду и отправлен в ссылку вплоть до 1943 года. После чего в биографии автора наступает новый период, как творческий, так и жизненный. Как раз об одном его произведении (1940–50-х годов) мы поговорим. Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «Где-то в поле возле Магадана» по плану от Многомудрого Литрекона поможет разобраться во всех деталях текста. Приятного просвещения!

История создания

Стихотворение «Где-то в поле возле Магадана» написано в 1956 году, в пору хрущевской оттепели. Именно тогда у диссидента появляется возможность быть услышанным и право на более свободное выражение мысли. Ослабление цензуры в литературной деятельности спровоцировало бурное развитие литературы 60-х годов.

К своим 53 годам (на момент публикации стихотворения) поэт шесть лет провёл в Сибирской ссылке из-за несправедливых обвинений, в результате чего в творчестве Заболоцкого появилась гражданская лирика с лагерной тематикой. Интересно, что после смерти автор был реабилитирован, все обвинения были сняты.

И именно в период оттепели Заболоцкий создаёт стихотворение «Где-то в поле возле Магадана…», при этом не берёт за основу собственную биографию, а пытается донести до читателя хотя бы обобщённую картину всех страданий, как последствий сталинских репрессий. Если бы он опирался на свой опыт, текст вряд ли попал бы в печать, ведь правительство не хотело подрывать веру общества в справедливость политического режима. Поэтому тема сталинского террора не получала должного освещения в прессе. Это удалось изменить лишь в период гласности.

Жанр, направление, размер

Лирическое стихотворение «Где-то в поле возле Магадана» является гражданской лирикой. Поскольку сюжет стихотворения движется по воле исторических событий и подчиняется хронологическим канонам, мы вполне можем назвать произведение эпическим.

Стихотворный размер стихотворения «Где-то в поле возле Магадана» – хорей с перекрестной рифмовкой. Рифмы с чередованием женских и мужских.

Направление творчества Заболоцкого — реализм. Он описывает исторические реалии без прикрас.

Смысл названия

Сам поэт пережил заключение в алтайских трудовых лагерях, но пишет он о Колыме, чьё название стало нарицательным и пользовалось в народе дурной славой. Именно там смертность заключенных достигла максимума из-за сложных условий труда и изнурения голодом. Доставлять продукты на север было дорого, поэтому люди перебивались малопитальной пищей сомнительного качества.

Колыма — историческая область, расположенная на северо-востоке Российской федерации. А Колымский край условно состоит из всей Магаданской области и северо-восточных районов Якутии.

Образы и символы

В центре сюжета произведения образ двух лирических героев — «несчастных русских стариков» — политзаключённых, которых Заболоцкий противопоставляет целому миру, и которым искренне сочувствует. Правда, об их статьях мы можем лишь догадываться по тому, как автор противопоставляет их ворам и бандитам — касте реальных уголовников. Персонажи вынуждены спасаться от них, значит, они не из блатных и не хотят проявлять агрессию. Несмотря на то, что эти два старика отбывают срок в таких отдалённых и пугающих местах Советского Союза, эти люди не являются страшными преступниками, к сожалению, эти герои — заложники обстоятельств, не властны над своей судьбой, не способны её переменить и вынуждены «идти за розвальнями вслед». Скорее всего эти два мужчины — вовсе не пожилые люди. Просто жизнь в невыносимых условиях состарила их.

Очевидно, что герои из простонародья. Они вспоминают не шикарные хоромы, а «родные хаты». «Вся душа у них перегорела», ведь они тоскуют о родных. Усталость сгорбила их тела. И лишь дремота дает долгожданное освобождение.

Сам литератор провёл довольно длительный срок в трудовых лагерях в Сибири, если быть точнее, в Алтайском крае, однако в стихотворении рисует просторы где-то возле Магадана. Неспроста, ведь магаданские земли являются неким символом, которые олицетворяют бесконечные мучения и страдания, безмерную боль и пытки заключённых. Для создания реалистичного образа мест лишения свободы автор использует архаизмы и историзмы: «околодок» (медпункт в части), «наряды в город за мукой» (вид трудовой повинности, позволяющий покинуть лагерь, «бушлат» (форменная тяжёлая тёплая рабочая одежда), «лагерный конвой» (охрана). Солдаты с «лужеными глотками» создают атмосферу угнетения и неволи.

К тому же природа в произведении играет ведущую роль, Николай Алексеевич выставляет её символом мироздания, скрывающего в себе множество тайн человеческого бытия. «Жизнь над ними в образах природы» — будто природа протекает своей жизнью и совершенно равнодушна к земной. Звёзды представляются вечным символом свободы в религиозном значении. И они противопоставлены человеку («не смотрят больше на людей»), потому что он уничтожил свободу. Огонь дивной мистерии вселенной не доходит до людей, так как они, уничтожая друг друга, нарушили законы мироздания и здравого смысла. Этот огонь противопоставляется вьюге.

Темы, проблема, настроение

Тематика произведения «Где-то в поле возле Магадана» фокусируется на лагерной жизни заключенных. Поэт стремится показать жизнь в советских трудовых лагерях, которые полны несправедливости и угнетения. Основная тема — участь «несчастных русских стариков», которые оказались в ужасных условиях и вдали от дома не по своей вине. Они находятся между двух огней: с одной стороны, солдаты, с другой, бандиты, и между этими категориями людей больше общего, чем различного. Мир лагерей строится на насилии и агрессии, а далеко не все готовы принять эти правила и потерять себя.

Заболоцкий, ощутив на себе каторжные страдания, поднимает проблему несправедливости. Герои тоскуют по родным, до своему домашнему комфорту. Их спину сгорбила усталость. Они ночуют под открытым небом, хотя вокруг вьюга. Они выглядят стариками, хотя наверняка им нет и пятидесяти лет. Их кара несопоставима с виной. Огромное количество советских граждан, как творческих деятелей, так и обывателей, становились заложниками жестокого сталинского политического режима, лишённого всякой человечности.

Тема природы раскрывается очень интересно: она противопоставляется человеческому миру, лишенному гармонии и свободы. Сама природа отвернулась от людей, поправших ее законы.

Тема сновидений тоже затрагивается автором. Лишь во сне герои сбрасывают оковы действительности и избегают своих мучителей.

Настроение произведения «Где-то в поле возле Магадана» минорное: герои находятся в тисках обстоятельств, их искренне жаль.

Основная идея

В чем смысл стихотворения «Где-то в поле возле Магадана»? Автор показывает истинную сущность лагерной жизни и в ее противопоставлении с природой приходит к выводу, что это явление противоестественно и аморально. Люди отклонились от курса развития и загнали себя в тупик. Поэтому сама вселенная отвернулась от их позора:

Дивная мистерия вселенной
Шла в театре северных светил,
Но огонь её проникновенный
До людей уже не доходил.

Главная мысль произведения «Где-то в поле возле Магадана» — осуждение лагерной жизни и сочувствие тем безвинным жертвам, которые так и не смогли выбраться из оков репрессий.

Чему учит?

Автор заставляет задуматься об ужасной участи людей, попавших в сталинские лагеря и не принадлежащих к миру криминала. Заболоцкий воспроизводит мрачные картины сибирских ссылок, без преувеличений, но и не пытается сгладить эффект. Два пожилых старика–каторжника, судя по всему, вызываются идти за мукой по бесконечным просторам Магаданской области, чтобы хоть ненадолго отвлечься от лагерной жизни. Но мысли о доме, усталость и тоска не покидают их ни на минуту. Их души выгорели.

Заболоцкий учит наше поколение не повторять ошибок прошлого и чутко реагировать на несправедливость. Ведь сегодня это касается кого-то другого, а завтра жертвами произвола станем мы сами.

Средства художественной выразительности

Автор использует различные средства выразительности и тропы для создания реалистичной картины всех физических и моральных терзаний каторжников, несправедливо оказавшихся в таких местах.

  1. В тексте часто встречаются метафоры для передачи лагерной трагедии:
  2. «Душа перегорела», «дивная мистерия вселенной шла в театре северных светил», «жизнь над ними словно чередою двигалась своей», «усталость… снедала душу их».
  3. Эпитеты: «луженные глотки», «мёрзлый туман», «воровская шайка».
  4. И олицетворения: «обняла дремота, в дальний край рыдая повела», «посвистывала вьюга».
  5. Вместе с прочим поэт использует инверсию, например, «шли они» или «посвистывала вьюга».

Автор: Анастасия Лесникова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *