Анализ произведения «Пир во время чумы» (А.С. Пушкин)

Александра Сергеевича Пушкина по праву считали великим русским писателем и поэтом. На счету автора множество выдающихся произведений. Одним из наиболее известных является пьеса «Пир во время чумы».
Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом данного произведения по плану.

История создания

Свое известное произведение «Пир во время чумы» Александр Сергеевич создал в период Болдинской осени в 1830 году. Спустя два года пьесу опубликовали в альманахе «Альциона». Чтобы написать грандиозное произведение, Пушкин приступил к переводу отрывка поэмы «Город чумы», написанной Джоном Вильсоном. Здесь рассказывается об эпидемии, которая накрыла жителей Лондона. Известно, что данная поэма включает в себя двенадцать сцен и три акта. В произведении можно встретить много персонажей, главным из них является священник.

Когда Александр Сергеевич создавал произведение, в России свирепствовала эпидемия холеры. В связи с этими событиями у писателя не было возможности приехать в столицу к своей возлюбленной. Персонажи произведения Вильсона точно отражают настроение писателя в этот момент. Поэтому автор, вдохновившись прочитанной книгой и своей повседневностью, написал эту пьесу. Это вольный перевод части произведения Вильсона. Но благодаря мастерству поэта данный фрагмент приобрел самостоятельность и обрел свою собственную художественную ценность.

Произведение вошло в цикл «Маленькие трагедии».

Жанр, направление, размер

Известно, что после кончины Александра Пушкина, цикл, состоящий из четырёх небольших отрывков, стал носить название «маленькие трагедии». Читатель осознает, что гибель персонажей произведения от страшной болезни является неизбежной. Перед нами трагическая пьеса, состоящая из одного явления.

Направление творчества автора — романтизм. Он обращается к прошлому, описывает реалии иной (экзотической для нас) страны, описывает трагический сюжет, окруженный мистическим ореолом. В центре повествования — герой-бунтарь, не нашедший общего языка с обществом.

Размер пьесы «Пир во время чумы» — четырехстопный хорей.

Композиция

Пьеса состоит из одного явления. В тексте есть две песни, обладающие относительной самостоятельностью в общем контексте. В пьесе сохранено единство времени, места и действия.

Произведение является переводом фрагмента из поэмы, так что нет ничего удивительного в таком композиционном решении.

Суть: о чем пьеса?

Жители пораженного чумой города собрались на пир. Уже год в их домах свирепствует мор. Они уже отчаялись спастись и пренебрегают мерами защиты. Они собрались за одним столом, пьют вино и провозглашают тосты. Мери поет грустную песню о смерти девушки и ее разлуке с возлюбленным. Председатель поет шутливый гимн чуме и возвышает уникальный опыт жителей в борьбе с нею. Мимо проезжает тележка с трупами.

Вдруг появляется старый священник и призывает всех разойтись. Он осуждает пир на похоронах и не хочет, чтобы покой усопших тревожили веселые песни, которые неуместны в такой час. Люди возражают, что хотят веселья хотя бы напоследок, если жить нормально им уже не доведется. Священник упрекает председателя в том, что недавно он схоронил мать, а теперь уже не горюет. Председатель сказал, что они навек разлучены с матерью, она не вытащит его отсюда, и он просит не упоминать о ней более. Слова священника больно ранили его, поэтому он остается мрачным после его ухода. Вот более подробное краткое содержание.

Главные герои и их характеристика

Главные герои пьесы «Пир во время чумы» представлены в списке:

  1. Главным героем анализируемого произведения является председатель пира. Это довольно храбрый человек, он не боится встретиться с опасностью. Герой даже получает некоторое удовольствие от существования страшной болезни, он сочиняет ей гимн. Однако мысли о потере жены и матери больно ранят его. В алкоголе и веселье он лишь пытается утопить тоску.
  2. Антиподом Вальсингама является священник. Его образ символизирует суровое, аскетичное благочестие и безграничную веру. Он оказывает моральную помощь людям, потерявшим родных и близких. Правда, его слова лишь нагнетают обстановку и погружают всех в уныние. Молитва для него представляет собой лучший способ противостояния смерти.
  3. Образ «молодого человека» олицетворяет большую силу и энергию. Этот жизнерадостный парень хочет повеселиться напоследок.
  4. Автор противопоставил двух пирующих женщин. Мери чувствует безграничную точку и бессилие, и все же она жалеет и поддерживает каждого. Луиза бравирует жестокими упреками, однако её сильно пугает вид телеги с мёртвыми людьми. Очевидно, для Луизы ее жестокость — лишь маска, скрывающая слабость.

Темы

В своем знаменитом произведении автор поднимает тему страха смерти. Александр Пушкин демонстрирует различных типы поведения людей в условиях эпидемии. Так, одним абсолютно все равно на происходящие события — они не замечают никакой болезни и живут полноценной жизнью, развлекаются, пируют. Однако они все же увидели лицо смерти, когда телега с покойниками проехала мимо них. Каждый боится будущего, но реагирует на этот страх по-своему.

Также автор затронул тему благочестия. Другая часть людей предпочитает молиться, тем самым они находят утешение. Они покорно принимают волю Бога, в том числе и смерть. К таким людям относится священник. Он желает, чтобы пирующие не оскверняли памяти мертвецов, поэтому он заставляет их отправиться домой.

Тема отзывчивости тоже имеет свое место в тексте. Третью группу людей составляют те, которые открыто выражают свое горе, но все же находят в себе силы поддержать остальных. Песни им помогают пережить все лишения и горечь разлуки. Именно по такому пути пошла девушка по имени Мери.

Остальные смогли победить страх смерти благодаря невероятной силе духа. Таким оказался Вальсингам. По мнению таких людей, от этого страха можно получить удовольствие, ведь победа подразумевает залог бессмертия. Можно заметить, что в финале произведения каждый персонаж продолжает придерживаться своих принципов. Один только Вальсингам унывает, вспоминая родных и осознавая горечь утраты. В ее позиции речь священника вызвала колебания.

Проблемы

Проблематика пьесы «Пир во время чумы» представлена в списке:

  1. Отчаяние. Все сидящие за столом уже отчаялись и смирились с тем, что смерть неминуема. Поэтому они никак не стараются уберечься от мора. Но свои последние мгновения они хотят наполнить радостью, чего бы это ни стоило.
  2. Противостояние жизни и смерти. Герои из последних сил тянутся к жизни — общению, любви, творчеству. Но священник встает на сторону смерти, ставя права мертвых выше прав живых. Он желает, чтобы последние часы люди провели в горе, одиночестве, тоске по усопшим. Однако сам он — уже старик, и его наставления молодежи не подходят. Листая страницы известного произведения, читатель понимает, что идейный конфликт не перерождается в прямое противостояние, ведь каждый персонаж остаётся при своём мнении, и все расходятся.
  3. Отцы и дети. Старик диктует молодым, как им жить и умирать. Но он-то уже пожил, ему нечего сказать и спеть за этим столом, потому что он внутренне готов к смерти и не так привязан к жизни. А молодежь жаждет хотя бы что-то получить от последних мгновений, ведь интуитивно понимает, второго шанса не будет, и дни сочтены. Пир — это бунт молодых против несвоевременной смерти.
  4. Малодушие. Луиза настолько подавлена, что срывает свою злость на других и так маскирует свою слабость. Человек показывает свою настоящую сущность в сложной критической ситуации, одной из которых может быть угроза смерти. Лишь сильные духом люди способны сохранить истинные человеческие качества и доброту.

Основная идея

Трактовать произведение можно несколькими способами.

  1. Главная мысль пьесы «Пир во время чумы» — это противостояние жажды жизни и идеологии смерти. Молодые герои хотят любить, общаться, петь даже перед лицом опасности и на похоронах, потому что они желают жить каждое мгновение, даже последнее. А старый священник больше заботится о чувствах мертвых, чем о нуждах живых. Он даже требует, чтобы живые вели себя максимально тихо, покорно, смирно — как будто они уже умерли. Все потому, что священник в погоне за ритуальностью и мнимой правильностью позабыл о сущности жизни. Люди даже на пороге смерти нуждаются в утешении, веселье и свободе. Горевать у них просто не остается времени, потому что мор приберет к рукам и аскета, и развратника — разницы нет. Но один уйдет с улыбкой и песней, а другой — в одиночестве и тоске.
  2. Можно найти в пьесе «Пир во время чумы» и иной смысл: в критической ситуации люди забывают о благочестии и важных ценностях, теряют себя и маскируют эту утрату пиром. Они предаются отчаянию и слабости. И даже память о любимых не может их вернуть в норму, потому что их душа сломлена обстоятельствами. Именно таким мы видим главного героя, который похвалялся удовольствием от борьбы с чумой, а в финале бредил о жене и тосковал о матери, благодаря священника за попытки себя спасти.

Чему учит?

Произведение «Пир во время чумы» является очень поучительным. Пушкин призывает каждого никогда не терять надежду, не стоит поддаваться страху. Не нужно забывать, что вера всегда помогает преодолеть трудности. И даже не важно, что это за вера: в любовь, как у Мери, в себя, как к председателя, или в Бога, как у священника. Все герои как-то выжили и выстояли в неравной борьбе с эпидемией, и каждому из них помогает самостоятельно выбранный курс.

Но пьеса «Пир во время чумы» заставляет задуматься о том, что вера должна давать опору, а не стыд, горе или упрек. Люди искали поддержки друг у друга, но священник им ее не дал. Напротив, он расстроил их и заставил страдать еще больше, выдумывая осуждение со стороны погибших родственников. Его поведение в сложной ситуации может лишь навредить, а не помочь. Совсем иначе ведет себя Мери, которая готова пожалеть даже Луизу, не осуждая ее и не усугубляя ее душевную рану.

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *