Анализ пьесы «Дядя Ваня» (А. П. Чехов)

Пьесы Чехова представляют собой нечто уникальное в русской литературе. Пожалуй, именно этот писатель довёл психологизм русской классической литературы до его исторического пика. Пьеса Чехова «Дядя Ваня» по праву считается одним из лучших творений писателя и одной из лучших русских драм, актуальность которой со временем нисколько не убывает. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого произведения.

История создания

Творческая история написания «Дяди Вани» началась с другой пьесы Чехова – «Леший», рассказывавшей о жизни интеллигентов в провинциальном имении и их конфликте вокруг продажи леса. Однако Чехов оказался не удовлетворен итоговым результатом, а потому решил, взяв за основу «Лешего», создать принципиально другую пьесу.

Несмотря на серьезные различия, в «Дяде Ване» прослеживаются некоторые детали из «Лешего». Имение в глухой провинции, отставной профессор с финансовыми затруднениями, его противостояние по этому вопросу с одним из центральных персонажей, деятельность Астрова по спасению лесов. Всё это, пусть и не явно, но выявляет определённую связь между двумя пьесами.

Направление и жанр

«Дядя Ваня» является произведением реалистического направления в литературе. В своей пьесе Чехов стремится достоверно отобразить живую действительность. Его персонажи максимально проработаны, диалоги натуралистичны, а многочисленные детали создают нужную автору атмосферу. Мы можем поверить, что описанная Чеховым ситуация могла произойти в реальной жизни.

Однако модернизм оставил свой отпечаток на драматургии Чехова. Для своего века он был новатором, его не понимали. Многие зрители видели лишь буквальный сюжет и оставались разочарованными: где конфликт? Где интрига? Но вместо этого автор, ставший одним из родоначальников театра абсурда (модернистского направления в театре), предложил публике глубинный психологический и социальный конфликт, который герои переживали внутри себя. О нем говорили лишь случайные реплики и жесты, звуки и движения. Лишь спустя столетие драмы Чехова стали более понятными зрителю, ведь весть о появлении модернизма и переосмысления традиционного театра дошла до большинства образованных людей. 

Как и в случае с другими пьесами Чехова, достоверно определить жанр «Дяди Вани» представляется довольно трудной задачей. Сам писатель дал своей пьесе такое определение: «Не драма, не комедия — просто сцены…». На сегодняшний день принято считать «Дядю Ваню» трагикомедией. Произведение наполнено большим количеством комичных сцен и диалогов, но они служат лишь прикрытием для довольно трагичного сюжета о непростой человеческой судьбе и разочаровании в жизни.

Композиция и конфликт

Композиция пьесы классическая. Она поделена на четыре действия. 

  1. Первое действие – экспозиция, призванная познакомить нас с персонажами и раскрыть предысторию. 
  2. Второе действие – завязка, обозначающая зарождение конфликта. 
  3. Третье действие – кульминация, когда конфликт достигает своего пика в самой яркой сцене пьесы. 
  4. Четвёртое действие – финал, в котором конфликт разрешается, а все сюжетные линии приходят к логическому завершению.

Особенность конфликтов, создаваемых Чеховым, заключается в том, что все они не явные. На протяжении пьесы ситуация в имении не меняется каким-либо коренным образом. Всё идёт, как обычно, но в воздухе постепенно накапливается напряжение, порождённое долго накапливаемыми противоречиями между персонажами. Как результат, кульминация в третьем действии, взрыв кажется чем-то неожиданным, но вполне закономерным. 

Так же особенность конфликтов, создаваемых Чеховым, заключается их моральной серости. Довольно трудно понять, какая сторона конфликта является добром, а какая — злом. Пьеса даёт огромный простор для фантазии и рассуждений. Как правило каждый читатель приходит к своему выводу, непохожему на выводы окружающих.

Суть: о чём?

Профессор Серебряков вынужден из-за финансовых трудностей переехать в имение своей почившей первой жены, где заведуют его шурин – Иван Войницкий и помогающая ему дочь Серебрякова от первого брака — Софья.

Войницкий переживает мировоззренческий кризис, разочаровавшись в своей жизни и профессоре Серебрякове, которого он ранее боготворил и всячески поддерживал деньгами во вред себе и имению. Теперь же Иван считает Серебрякова ничтожеством и мошенником.

На фоне этого разворачивается и любовный треугольник между женой профессора – Еленой, доктором Астровым и Софьей, который, однако, ни к чему не приводит, а только лишь ещё больше раздражает Ивана, который явно неравнодушен к Елене.

Внезапно Серебряков собирает семейный совет, на котором предлагает продать имение Войницких, а на полученные деньги купить более доходный земельный участок. Иван приходит в ярость и отказывается продавать имение сестры. Между ним и профессором начинается словесная перепалка, которая заканчивается тем, что Войницкий дважды стреляет из ружья в профессора, но промахивается.

Пьеса заканчивается примирением Войницкого и Серебрякова, который с женой уезжает в Харьков. Иван и Софья остаются в имении, пообещав и дальше снабжать профессора деньгами.

Главные герои и их характеристика

Система образов в пьесе «Дядя Ваня» выстроена в виде строгой иерархии. Есть трутни и лентяи, которых содержат ничем не примечательные труженики, глубоко несчастные в своем кабальном труде. Многомудрый Литрекон объединил их в одну таблицу.

герои пьесы «дядя ваня» характеристика
иван войницкий (дядя ваня) уже не молодой мужчина — добрый, покорный и слабовольный неудачник. на протяжении всей своей жизни только отдавал и был дойной коровой для всего семейства. отказался от своей части наследства, чтобы семья смогла купить имение для сестры. когда сестра вышла замуж, он управлял её имением, выжимая из него последние соки, чтобы обеспечить профессора деньгами. на момент начала пьесы иван предстаёт перед нами полностью разочаровавшимся в своей жизни человеком, он считает, что зря потратил свои лучшие годы на содержание профессора, которого считает бездарностью. по ходу пьесы эмоциональное состояние войницкого ухудшается, что приводит сначала к попытке убийства серебрякова, а потом к краже морфия у астрова с целью покончить жизнь самоубийством. в конце пьесы войницкий, по всей видимости, смиряется со своей судьбой и продолжает влачить своё незавидное существование.
софья серебрякова дочь профессора от первого брака. добра, скромна и трудолюбива. испытывает чувства к доктору астрову, который не отвечает её взаимностью. является последней отрадой дяди вани, поддерживающей в нём жизнь. в конце пьесы остаётся вместе с войницким в имении и произносит монолог о тяжёлой жизни, после которой их ждёт покой и рай. она некрасива, живет в глуши, работает за двоих и все деньги отдает отцу. но все же она старается сохранить веру в жизнь, хоть и с помощью алкоголя.
михаил львович астров врач и владелец имения. деятельный, умный и энергичный человек, занимающийся посадкой новых лесов. в то же время жалуется на усталость и притупление чувств. местность, где не с кем поговорить, действует на него удручающе. разочарован в жизни, не способен на глубокие чувства, чем и объясняет свою холодность к софье.
елена андреевна серебрякова жена профессора. красивая, но пустая и скучная женщина 27 лет. полюбила серебрякова из-за его авторитета и научной деятельности, однако вскоре поняла, что любовь эта была ошибкой. страдает в браке с капризным и холодным профессором, который годится ей в отцы. чувствуя напряжение в имении, елена очень тревожится, но не может ничего с этим поделать
профессор серебряков пожилой профессор. по словам дяди вани, мошенник и лжеучёный, однако прямых подтверждений этому нет. капризен и самодоволен, но оправдывает это своим почтенным возрастом. он часто ноет, жалуется и привлекает внимание. эгоист. оказался способным разработать план по спасению финансового положения своей семьи, но не ставит в грош заслуги родственников. принимает их жертвы как должное, а сам живет на широкую ногу.

Темы

Тематика пьесы «Дядя Ваня» весьма современна, ведь сотни зрителей вновь и вновь заполняют театральные залы, чтобы увидеть ее.

  • Любовь – Чехов показал, что в реальности, как правило, не места настоящей любви. Чувства его персонажей притуплены ежедневной рутиной и постоянной заботой о деньгах. Те чувства, которые люди принимают за любовь, обычно оказываются ложными и не приносят людям ничего, кроме разочарования. Но под эгидой любви один человек без зазрения совести использует другого.
  • Семья – семейная жизнь также изображена в пьесе довольно неприглядно. В семье Серебряковых царят холод и отчуждение, что не удивительно, ведь в мире, где нет настоящей любви, едва ли может появиться здоровая семья. Это понятие лишь служит прикрытием для взаимного использования друг друга.
  • Природа – из «Лешего» в «Дядю Ваню» перекочевал мотив охраны природы. Уже в самом начале двадцатого века Чехов, как и многие, беспокоился об окружающей среде, страдавшей под прессом промышленной эры.
  • Жизненные ценности – персонажи пьесы живут максимально бесцельной жизнью. Что погрязший в самодовольстве Серебряков, что сломленный годами тяжёлого труда Войницкий. Все персонажи кажутся нам потерянными, не понимающими, что для них главное в этой жизни. Лень Елены и труд Сони одинаково бессмысленны, ведь ни одна, ни вторая не чувствуют в этом своего предназначения.
  • Идеализация авторитетов – Елена и Иван в своё время обманули сами себя, простодушно вручив свои жизни в руки профессора, после чего ощутили жестокое разочарование, когда реальность оказалась не такой, какой они её себе представляли.
  • Труд – Чехов явно жалеет людей, которые целые дни проводят в тяжёлых трудах, плоды которых они не могут вкусить. И хоть такой образ жизни вызывает у него неприятие, дядя Ваня и Софья в его глазах достойны сочувствия и покоя после смерти.
  • Красота – красота в мире пьесы обречена на медленное увядание. Елена Серебрякова, губящая свою жизнь в браке с профессором, Софья, которая потратит все свои силы на бессмысленный труд, леса, гибнущие под топорами лесорубов – всё это символизирует наступление новой эры, в которой не останется места красоте и счастью.

Проблемы

Проблематика пьесы «Дядя Ваня» не менее интересна современному зрителю и читателю:

  1. Экология – через персонажа Астрова Чехов выражает свою обеспокоенность вырубкой лесов. Деятельность доктора по спасению окружающей среды показана, как достойное дело. Он затрагивает не столько материальный вред природе, сколько его социальное воплощение. В месте, где нет красивых пейзажей и свежего воздуха, не могут жить счастливые люди.
  2. Пошлость – жизнь, изображённая в пьесе, заслуживает осуждения. Лишённое мыслей, творчества, красоты и искренности бесцельное существование, по мнению Чехова, является самым ужасным, что только может стать с человеком. Ни один из героев не нашел своего места и предназначения, поэтому им скучно жить.
  3. Равнодушие – персонажи пьесы практически начисто лишены эмпатии. Их совершенно не волнуют проблемы окружающих. Все их силы направленны только на удовлетворение своих потребностей.
  4. Тоска – произведение пронизано чувством беспросветной тоски и бессмысленности жизни. Все персонажи тяготятся ею и скучают без дела, которое могло бы стать достойным применением их сил.
  5. Мещанство – в пьесе показаны люди, которые всю жизнь тратят на бессмысленный труд, а свободное время — только на самих себя. Они ограничены бытовыми аспектами жизни и зацикленны на своей персоне. Осуждение такого мещанского быта стало лейтмотивом многих писателей рубежа девятнадцатого и двадцатого веков.
  6. Приспособленчество – персонажи пьесы не борются с обстоятельствами, а прогибаются под них. По мнению Чехова, такое поведение никогда не принесёт человеку счастья.
  7. Разочарование в жизни – почти все персонажи пьесы разочарованы своим местом в мире и недовольны своей судьбой. Эту проблему Чехов очень часто поднимал в своём творчестве.

Основная идея

Чехов изобразил в своей пьесе вырождение русской интеллигенции, которая из локомотива, двигавшего русское общество в будущее, превратилось в новых паразитов – мещан, которых не интересует ничего, кроме них самих. Смысл пьесы «Дядя Ваня» заключается в том, что ограниченность интересов и узость взглядов порабощают человека и опустошают его душу. Пошлый эгоизм, сытое мещанство, дистанцирование от вопросов и проблем общества — все это сводит человеческую личность к минимуму базовых функций.  

Также Чехов показал трудность человеческой жизни, и то разложение, которому подвергается человек, который перестаёт бороться и покорно плывёт по течению. Главная мысль Чехова остается неизменной: жизнь — это активность в мышлении, чувстве и действии, а не праздное пребывание на обочине.

Критика

Как и многие творения Чехова, «Дядя Ваня» не был сразу понят и принят читателями и критиками, которые не оценили новаторства писателя.

Я внимательно перечел «Дядю Ваню» и с грустью должен сказать Вам, что Вы, по моему мнению, испор­тили «Лешего». Вы его окромсали, свели к конспекту и обезличили. У Вас был великолепный комический негодяй: он исчез, а он был нужен для внутренней симметрии, да и шалопаи этого пошиба, с пышным и ярким оперением, у Вас выходят особенно удачно. Для пьесы он был дорог, внося юмористическую нотку. Второй, по-моему, еще более тяжкий грех: изменение хода пьесы. Самоубийство в 3-м и ночная сцена у реки с чайным столом в 4-м, возвращение жены к докто­ру — все это было новее, смелее, интереснее, чем теперешний конец. (А.И. Урусов)

Незаконченность как идея пьесы есть в то же время и форма чеховского творчества. Краски все бледно­ватые, не докончены ни фигуры, ни сцены, ни положения. Это лишает талантливое произведение г. Чехова того успеха, которого оно по праву заслуживает. Драматическое произведение заключается в смене положе­ний, ярких и определенных, и требует письма немного грубого и декоративного. Полутени пропадают, а остается впечатление утомительного однообразия. <…> Из ст.: Кугель А.Р. Дядя Ваня // Театр и искусство. 1898. 2 авг. (Цит. по: Флемминг, с. 296).

 Зато люди из творческой среды еще тогда поняли и восторженно встретили художественное своеобразие новой драматургии:

<…> На днях смотрел «Дядю Ваню», смотрел и — плакал как баба, хотя я человек далеко не нервный, пришел домой оглушенный, измятый вашей пьесой, написал вам длинное письмо и — порвал его. Не скажешь хорошо и ясно того, что вызывает эта пьеса в душе, но я чувствовал, глядя на ее героев: как будто меня перепиливают тупой пилой. Ходят зубцы прямо по сердцу и сердце сжимается под ними, стонет, рвется. Для меня — это страшная вещь, Ваш «Дядя Ваня», это совершенно новый вид драматического искусства, молот, которым Вы бьете по пустым башкам публики. Все-таки она непобедима в своем туподушии и плохо понимает вас и в «Чайке» и в «Дяде». (М. Горький)

<…> Я видел «Дядю Ваню», по моему мнению, это лучшая русская пьеса за последние 20 лет, я поставлю ее много выше «Чайки», мне она кажется даже чем-то совсем особенным; в «Чайке» чувствуешь театр, сцену, а в «Ване» сама жизнь и оттого сначала как-то даже дико и странно. А потом, как вглядишься, чувствуешь трепетанье живой жизни… Но пьеса слишком интеллигентна, средней публике, массе, едва ли по плечу… Н.И. Коробов, доктор, товарищ Чехова по университету, 17 января 1900 г.

Интересную реакцию маститых критиков из политической среды описал режиссер-постановщик пьесы — легендарный Немирович-Данченко:

Любопытно по невероятному упрямству отношение к «Дяде Ване» профессоров московского отделения Театрально-литературного комитета. Стороженко писал мне в приписке к одному деловому письмецу: «Говорят, у вас “Дядя Ваня” имеет большой успех. Если это правда, то вы сделали чудо». Но так как чудесам профессора не верят, то они говорили в одном кружке так: «Если “Дядя Ваня” имеет успех, то это жульни­ческий театр».

Никак не могу уловить смысла этого эпитета. Веро­ятно, у Стороженко предположение, что публика наша проводится сначала в какие-то кулуары, где ее опаи­вают гашишем и одуряют морфием. <…>

В предпоследний раз (10-й), в среду, в театре (пере­полненном) были великий князь с великой княгиней и Победоносцев. Вчера я с Алексеевым ездили к великому князю благодарить за посещение. Они говорят, что в течение двух дней, за обедом, ужином, чаем, у них во дворце только и говорили что о «Дяде Ване», что эта странная для них действительность произвела на них такое впечатление, что они ни о чем больше не могли думать. Один из адъютантов говорил мне: «Что это за пьеса “Дядя Ваня”? Великий князь и великая княгиня ни о чем другом не говорят».

Итак, «жульнический» театр (черт знает, как глупо) всколыхнул даже таких господ, которые и сверчка-то отродясь живого не слыхали.

А Победоносцев говорил (по словам великого князя), что он уже много лет не бывал в драматическом театре и ехал неохотно, но тут до того был охвачен и подавлен, что ставит вопрос: что оставляют актеры для семьи, если они так отдают себя сцене?!

Всякий делает свои выводы…

При жизни Чехова пьеса не обрела большой популярности, опередив своё время. Лишь в советское время литературоведы оценили по достоинству драматургию Чехова. Интересно, что даже Л.Н. Толстому не понравилась пьеса, хотя он очень высоко ставил творчество Чехова:

<…> Толстому не понравился мой любимейший «Дядя Ваня», хотя он очень чтит и ценит вас как писателя… «Где драма?» — вопил гениальный писатель, — «в чем она?», «пьеса топчется на одном месте»…». Затем Толстой заявил, что Астров и дядя Ваня – дрянь люди, бездельники, бегущие от дела и деревни, как места спасения… А.А. Санин, режиссер, январь 1900 г.

В наши же дни «Дядя Ваня» и другие пьесы Чехова являются общепризнанными шедеврами русской драматургии.

Автор: Михаил Щепин

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector