Анализ стихотворения «Два великана» (М.Ю. Лермонтов)

Михаил Юрьевич Лермонтов — один из выдающихся писателей и поэтов девятнадцатого столетия, признание к которому пришло ещё при жизни. Несмотря на короткий жизненный и творческий путь, Михаил Юрьевич смог создать множество поистине прекрасных произведений. В отечественной литературе Лермонтова считали наследником и продолжателем традиций Александра Сергеевича Пушкина. Благодаря мастерству поэта в истории русской культуры навсегда осталось одно из его величайших творений — стихотворение «Два великана». Используя аллегорическую форму, Михаил Юрьевич рассказывает читателю о поединке двух богатырей, один из которых символизирует Россию, а другой олицетворяет Францию. Многомудрый Литрекон представляет подробный анализ произведения «Два великана» по плану. 

Содержание:

История создания

Стихотворение под названием «Два великана» Михаил Юрьевич создал ещё в свои юношеские годы. Но при жизни поэта оно так и не было опубликовано. Анализируемое произведение посвящено кровопролитным событиям войны 1812 года. Впервые стихотворение «Два великана» было опубликовано в 1842 году в журнале «Колокол». К сожалению, в это время  Михаила Лермонтова уже не было в живых. 

Свое стихотворение Михаил Юрьевич написал под впечатлением от двадцатой годовщины победы над Наполеоновской армией. В те времена граждане страны испытывали сильные эмоции, наполненные ощущением разочарования и потерь в связи с нападением армии Наполеона Бонапарта и оккупацией. 

Можно заметить, что войну русской армии с французским войском Михаил Юрьевич воспринимает как историческое предание, ведь уже прошло двадцать лет. Лермонтов сопоставляет две армии с великанами и показывает их противостояние в виде сказочной зарисовки. 

Жанр, направление, размер 

Перед нами великолепный образец патриотической лирики. Читатель замечает, что лирическое стихотворение содержит в себе фольклорные элементы. Оно ориентировано на солдатскую песню. 

Использование четырехстопного хорея и перекрестной рифмы также указывает на присутствие фольклорных мотивов в произведении. 

Автор работал в стилистике романтического направления. В данном стихотворении на это указывают обращение к национальному фольклору, историческая тематика, романтизация битвы и мотив бури.

Композиция 

Композиционный строй анализируемого стихотворения включает в себя пять строф. В основе композиции анализируемого произведения лежит приём антитезы. 

Так, например, Лермонтов противопоставляет спокойствие наглому натиску, следование старым традициям — нарушению старого уклада. 

Образы и символы

Можно заметить, что в основе всего произведения лежит очень яркая и выразительная аллегория. Автор показывает нам противоборство русской армии с наполеоновским войском. Чтобы раскрыть основную мысль произведения, Михаил Юрьевич создал два ярких образа. 

В образе «старого русского великана» предстаёт выдающийся русский полководец Михаил Илларионович Кутузов. В этом образе автор отобразил всё могущество и силу родной страны. Лермонтов изобразил Кутузова в образе былинного богатыря, который наделён незаурядным умом, редким мужеством и невиданной удалью. Так, Кутузову достаточно лишь «тряхнуть головой», чтобы развернуть противника вспять. Богатство, красоту и гордую стать России автор подчеркивает с помощью описаний: «В шапке золота литого»; «Но улыбкой роковою». Витязь одолел противника легко: «Посмотрел — тряхнул главою…». Но в жизни, конечно, схватка с Францией обошлась русским бойцам немалой кровью.

Наполеон Бонапарт предстаёт в образе «трёхнедельного удальца» (намек на то, что Наполеон собирался победить в войне за три недели). Именно этот образ олицетворяет французского императора, желание которого заключалось в покорении нашей страны. Поэт показывает нам самоуверенного полководца, который твёрдо уверен в том, что ему удастся не только «помериться силами», но и достичь полной победы. 

Последние строки указывают на революционную ситуацию во Франции. Как известно, после ряда поражений Наполеон потерял власть: 

Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.

В сказочном мире Лермонтова два великана захотели всего лишь помериться силами, узнав о славе друг друга. Их бой выглядит легко и задорно, совершенно не отражая реальной картины боевых действий, унесших тысячи жизней и разоривших десятки тысяч людей. Но автор выдержал все требования жанра и стилистики. Он не претендовал на достоверность.

Темы, проблемы и настроение

Центральное место в стихотворении «Два великана» занимает основная тема противостояния спокойного и старого витязя, олицетворяющего Россию, и дерзкого врага, символизирующего Францию. Каждый образ поэт наделил своими индивидуальными чертами. 

Проблематика и тематика стихотворения «Два великана» изложена в списке:

  • Тщеславие. Два великана решили побороться лишь потому, что чужая слава не давала им покоя.
  • Дерзость. Враг потому и проиграл, что слишком торопился и отличался самоуверенностью, но недооценил старого, но опытного противника.
  • Спокойная сила. Победитель не суетился, не бежал навстречу погибели, а нанес один подготовленный и несокрушимый удар. 
  • Мотив бури указывает на изменения в Европе, которые положат конец власти поверженного врага.

В процессе прочтения ощущается настроение гордости за русский народ. Автор искренне восхищается могуществом своей родной страны. Так, «русскому витязю» достаточно всего лишь «тряхнуть головой», после чего противник отлетит на другой конец мира.

Основная идея 

В чем состоит смысл стихотворения «Два великана»? Автор убежден, что победить должен тот, кто отважно защищается, а не тот, кто нападает. В действиях старого великана мы видим пассивность: он «тряхнул головой» лишь тогда, когда враг схватил его за венец. Не нападение, а защита оказалась сильнее и мудрее. Мы убеждаемся, что не нужно полагаться на уверенность в своём превосходстве и непобедимости. Даже громкая слава не защищает от поражений.

Главная мысль стихотворения «Два великана» состоит в том, что русский дух отличается кротостью и спокойствием. Но в решающий час его мощь пробуждается и не дает спуску даже самому дерзкому врагу. Не стоит испытывать его терпение.

Средства художественной выразительности 

Такие тропы, как эпитеты, олицетворения и метафоры позволяют максимально точно раскрыть тематику произведения «Два великана». 

  • Благодаря эпитетам в стихотворении создаётся особая выразительность («трехнедельный удалец», «золота литого», «неведомый гранит» и другие). 
  • Созданию соответствующего настроения способствуют также олицетворения («буря шумит» и так далее) и метафоры («пришёл с грозой», «в шапке золота» и другие). 
  • Важную роль в стихотворении играет также антитеза. Автор противопоставляет «старого великана» «трехнедельному удальцу».

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector