Анализ произведения «Царь-рыба» (В.П. Астафьев)

Астафьев относится к писателям-деревенщикам, которые в своих произведениях пытались донести до читателя необходимость сохранения русской культуры, затрагивали темы экологии и сохранения окружающей среды, нравственности жителей деревни и города. Повесть Царь-рыба входит в одноименный цикл рассказов, объединенных местом и временем действия, темами браконьерства и отношений между человеком и природой. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ произведения «Царь-рыба» по плану.

История создания

Рассказ «Царь-рыба» является ключевым в сборнике, что отражено в его названии. Сборник был написан в 1976 году и сначала публиковался в журнале «Наш современник» по мере написания новых рассказов. «Царь-рыба» был пятым.

Затем автор выстроил повести в отдельном сборнике, следуя композиционной логике. В сборнике он повествует о жизни людей у реки, частыми сюжетными ходами рассказов являются: преступление против природы и последующее наказание. Чаще всего это браконьерство в рыбной ловле. Все произведения в сборнике автобиографичны. Сам писатель долгое время жил в глубинке и наблюдал за нравами местных жителей.

История написания рассказа «Царь-рыба» была не менее драматична, чем история публикации. Автор имел напряженные отношения с цензурой. Но именно эта работа по счастливой случайности начала выходить в свет по частям и без правок! Писатель был удивлен, как и его друзья, но на втором выпуске уже получил предупреждение сверху: «Островата вещь-то, Виктор Петрович, почистил бы». Естественно, Виктор Петрович не почистил, и третий номер с рассказом не выпустили в печать. Однако к тому моменту книга стала резонансной, и не дать ей хода было уже невозможно. Рассказ просочился в зарубежную печать и вызвал полемику. Поэтому произведения Астафьева из этого цикла продолжили печатать, и «Царь-рыба» имел наибольший успех. Власти же сменили гнев на милость и наградили талантливого автора государственной премией СССР.

Жанр, направление

Рассказ «Царь-рыба» написан в реалистическом направлении и относится к деревенской прозе. Сам сборник автор определил, как «повествование в рассказах».

Доказать это нетрудно: в центре повествования один главный герой, других персонажей минимум, объем краткий, сюжетная линия — одна. Особенностью можно назвать рекурсию главного героя. Основной конфликт происходит в нем самом, внешняя борьба с осетром перенеслась во внутрь и вскрыла давний нарыв. Герой вспоминает свое прошлое, действие переносится туда же.

Смысл названия

Царь-рыбой в давние времена называли осетра, одну из самых ценных рыб. В рассказе и всем цикле этот мифический образ-символ гигантской рыбы олицетворяет собой всю природу, силу стихийную и властную над человеком. Это природа-мать, несущая в себе новую жизнь – множество икринок. Также в рассказе она олицетворяет судьбу и нравственное начало, способное судить и наказывать человека за его проступки.

Так вспоминает слова дедушки Игнатий, когда встречает царь-рыбу:

«А ешли у вас, робяты, за душой што есь, тяжкий грех, срам какой, варначество – не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды — отпушшайте сразу. Отпушшайте, отпушшайте!.. Ненадежно дело варначье…»

Композиция

Композиция рассказа «Царь-рыба» – классическая: завязка, развитие действия и развязка.

  1. В экспозиции мы знакомимся с главным героем, узнаем о его жизни.
  2. Завязкой можно назвать момент, когда Игнатьич понял, что ему попался особенный улов.
  3. Кульминацией является борьба рыбы и Игнатьича за жизнь, во время этих сцен появляются ретроспективные воспоминания героя о Глаше.
  4. После покаяния в грехах наступает развязка – рыба отступает, и герой остается жив.

Суть: о чем рассказ?

Рассказ раскрывает взаимоотношения человека с природой и другими людьми. Отношение человека к природе становится показателем духовного состояния личности, его моральных качеств.

Главный герой, Зиновий Игнатьич, занимается браконьерством и незаконно ловит рыбу, хотя в ней не особо нуждается, им движет жадность. Он считает себя царем природы, думает, что она ему подвластна. Хочет поймать царь-рыбу, чтобы похвалиться перед односельчанами, и не зовет на помощь, потому что из-за жадности жалеет, что нужно делить добычу. За такое отношение к природе и жизни его и наказывает мифический осетр, ставя его в пограничную ситуацию между жизнью и смертью, чтобы герой осознал свои грехи и покаялся, испытал катарсис и духовно очистился.

По мере борьбы с осетром, который опрокидывает лодку и рыбака, герой вспоминает прошлое и думает, за что его могла так покарать судьба. Оказывается, давным-давно он любил одну девушку из деревни, но она предпочла ему приезжего офицера. Он уехал, Глаша осталась, и мужики подговорили Игнатьича проучить гулящую девку. Он завел ее в чащу, получил то, что хотел, и пнул ногой в реку — неглубоко, для наказания. Потом он просил прощения, но понял теперь, что этого мало. Бог вступился за женщину. Осознав это, он освободился от рыбы и выжил.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон перечислил образы в рассказе «Царь-рыба» в формате таблицы:

Зиновий Игнатьич Самый богатый рыбак на селе, человек замкнутый, хитрый и алчный. У него сложные отношения с семьей, они с братом враждуют. Из его воспоминаний известно, что он поступил жестоко по отношению к женщине и поднял на нее руку. Им движет одна цель — нажива. Поймать рыбу он хочет в качестве трофея, чтобы получить деньги и похвастаться перед односельчанами. В какой-то момент эти мотивы становятся для него важнее жизни, но он раскаивается в своих прегрешениях и освобождается от рыбы.
Глаша Ведомая и легкомысленная девушка, которая, впрочем, была обманута так же, как и Зиновий. Офицер уехал, а она осталась наедине с суровыми деревенскими нравами. Глаша отличается кротостью и покорностью судьбе. Она не стала жаловаться на обидчика и снесла оскорбление без ропота.
Царь-рыба Это символ природного божества, которое наделено некоей судебной властью. В фольклоре местных жителей такая рыба — сама судьба. Ее удается встретить единожды, но необходимо отпустить, иначе удача обернется проклятием. Эту рыбу нельзя трогать, она священна для рыбаков, ведь они сильно зависимы от речной стихии и могут пострадать от ее гнева за чрезмерную жадность и неуважение к хозяину вод.

Темы

(жизненный путь, природа и человек, быт и нравы деревни, любовь)
Тематика рассказа «Царь-рыба» может быть описана подробнее, но растягивать разбор ею Многомудрый Литрекон не хочет (и так много информации). Поэтому если Вам необходимы дополнения, напишите в комментариях, и они появятся:

  1. Жизненный путь. Астафьев в небольшом рассказе показывает нам практически всю жизнь одного человека с помощью обобщающих отступлений: «И из-за нее, из-за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла! Померкло, отодвинулось в сторону даже детство, да детства-то, считай, и не было. В школе с трудом и мукой отсидел четыре зимы. На уроках, за партой, диктант пишет, бывало, или стишок слушает, а сам на реке пребывает, сердце дергается, ноги дрыгаются, кость в теле воет — она, рыба, поймалась, идет! Сколь помнит себя, все в лодке, все на реке, все в погоне за нею, за рыбой этой клятой…».
  2. Быт и нравы деревни. Писатель рисует образ деревенского быта, описывая рыбацкие будни, используя особые термины, которыми пользовались браконьеры и рыбаки. Нравы деревенских жителей мы видим в описании отношений Игнатьича с односельчанами и его воспоминаниях о невесте. Она ему изменила, и он не смог этого простить, но вместо того чтобы сохранить в себе достоинство, он по-молодости поступил с ней жестоко, о чем жалел всю жизнь. Но самое интересное, что его поступок никто не порицал. Напротив, мужики сами подговорили его наказать Глашу. Так, мы видим довольно жестокие порядки, которые далеки от городских понятий о неприкосновенности женщины. В деревне слабость была личной проблемой каждого, и с нею никто не считался.
  3. Природа и человек — это основная тема рассказа «Царь-рыба». Зиновий был наказан за то, что пересек ту грань, за которой начиналось вредительство природе, не мотивированное выживанием. Он рыбачил так много из жадности, она же заставила его оказаться один на один с Царь-рыбой. Если бы он позвал на помощь, ничего бы не случилось. Но алчность отдалила героя от близких и друзей, от природы и родной стихии. Он перестал чувствовать меру, и природа его покарала. Между человеком и ею царит гармония, но стоит ей нарушиться, и стихийные силы ставят рыбаков на место.

Проблемы

Проблематика рассказа «Царь-рыба» тоже может быть расширена по Вашему указанию:

  1. Автор затрагивает проблемы экологии, в рассказе и во всем цикле основной линией становится браконьерство. Он описывает различные наказания за нарушение природного баланса. Люди берут у окружающего мира, не зная границ и не думая о том, что этот источник может иссякнуть. Если выудить и продать всю икру, осетров не будет вообще. Кстати, они и теперь находятся в Красной книге.
  2. Проблема эгоизма и жадности раскрывается в лице Игнатьича, когда он не хочет делиться возможным уловом и славой, рискуя из-за этого жизнью. Он помогает односельчанам, но в итоге чувствует свое превосходство над ними, гордится своей помощью: «…ко всем остальным чушанцам относился с некой долей снисходительности и превосходства, которого, впрочем, не выказывал».
  3. Нищета. Не все герои рассказа удят рыбу из жадности. Автор показывает, как бедно и убого живут местные жители. У них нет другой работы, нет образования и перспектив в жизни. Они становятся рабами местной природы, хотя сами того не замечают.
  4. Невежество. Кроме рыболовного промысла и охоты, жители сел ничего не знают, поэтому их возможности сильно ограничены. Они не могут понять сути гуманизма и осознанного отношения к природе, им недоступны разумные доводы в пользу ее защиты.

Основная идея

Смысл рассказа «Царь-рыба» заключается в том, что человек — не царь природы, она сильнее его. Человек своими поступками вредит экологии, хотя должен жить в гармонии с окружающим миром и не злоупотреблять его ресурсами. За плохое обращение с матерью-природой, попытки покорить и подчинить ее себе, главный герой наказывается «свыше».

Главная мысль рассказа «Царь-рыба» состоит в нравственном очищении Игнатьича, которому была необходима эта встреча. В его воспоминаниях о Глаше мы видим негативные стороны его личности, трусость, жажду мести. Но в итоге герой кается и просит прощения, он понимает, что поступал плохо, и это его очень мучает. Мы видим, что он неплохой человек, чтобы встать на путь нравственности ему нужно озарение, что с ним и происходит в итоге борьбы с царь-рыбой.

Чему учит?

Рассказ «Царь-рыба» учит человечности, разумному пользованию природными ресурсами. Главное и ценное в жизни не нажива и богатство, не статус, а сама жизненная энергия, духовная гармония, жизнь в соответствии с законами природы и законами духовной чистоты.

«…и ему сделалось легче… от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения».

О чем заставляет задуматься Астафьев? Каковы нравственные уроки в рассказе «Царь-рыба»? Они состоят в том, что человеку нельзя зазнаваться и думать, что окружающий мир создан исключительно для его наживы. Нужно ответственно использовать то, что дано, и давать взамен. Жители деревни только берут рыбу и живность, но не заботятся о природе. Не менее бездумно они распоряжаются друг другом. Женщина в деревне становится такой же рыбой, которую берут, не спрашивая, и даже наказывают за сопротивление. В семьях мы видим соперничество и борьбу за материальные ценности. Вот к чему ведет хищнический менталитет рыбаков, которые грабят не только окружающий мир, но и своих домочадцев. Мы может сделать для себя такой вывод: в основе человеческих отношений должен быть обмен, а грабеж. Мы должны поддерживать нормальное состояние экосистемы и нашей семьи, а не драться за кусок, убивая всех на своем пути.

Критика

Художественные средства в рассказе «Царь-рыба» весьма изобильны и интересны. В качестве одного из главных изобразительных средств в рассказе автор использует ассоциации между человеком и природой. Астафьев раскрывает человека через природу и наоборот, используя метафоры и сравнения:

«И рыба и человек слабели, истекали кровью. Человечья кровь плохо свертывается в холодной воде. Какая же кровь у рыбы? Тоже красная. Рыбья. Холодная… Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке, в холодной осенней воде».

Человек — это дитя природы, он должен быть един с нею, поэтому она помогает ему обличить и осознать его грехи. В повествовании о борьбе Игнатьича с рыбой его образ обобщается, и автор называет иногда его “человек”, а не по имени. Тем самым показывая масштаб взаимоотношений человека и природы.

О мастерстве автора писали многие критики:

«Огромный и неспокойный талант Виктора Астафьева — это талант действия и убеждения, нескончаемых хлопот по обретению человеком своей лучшей сути. Он не может мириться с заржавевшей правдой бытия, говорящей, что всегда и во все времена были добро и зло, поровну того и другого. Он против зла в любых долях», — писал В.Г.Распутин о писателе В.П. Астафьеве.

Автор: Ксения Охапкина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *