Анализ романа «Белая гвардия» (М.А. Булгаков)

Михаил Афанасьевич Булгаков — один из самых значимых русских писателей начала 20-го века, известный своей острой сатирой и глубоким исследованием неспокойного социально-политического ландшафта послереволюционной России. Его произведения часто затрагивали темы власти, угнетения и судьбы интеллигенции в «новом мире». Несмотря на жесткую цензуру и неодобрение властей — некоторые из его произведений были запрещены и опубликованы лишь спустя долгое время после его смерти — уникальный голос Булгакова закрепил за ним репутацию мастера русской литературы, сочетающего реализм, фантастику и острую социальную критику. Роман Михаила Булгакова «Белая гвардия» предлагает острое и захватывающее исследование последствий русской революции с акцентом на гражданскую войну, охватившую Украину в начале 20-го века.

История создания

В 1921 году Михаил Афанасьевич Булгаков переехал в Москву и начал работу над романом «Белая гвардия». В 1922 году он написал несколько отдельных рассказов, которые впоследствии были включены в произведение. Основная работа над романом шла в 1923–1924 годы, а в 1927–1929 годах были внесены последние правки, и “Белая гвардия” наконец увидела свет. 

Изначально роман задумывался как масштабная трилогия о Гражданской войне. Булгаков планировал описать приход большевиков в город, их отступление под ударами деникинцев и боевые действия на Кавказе. Однако позже он решил сместить время действия на более ранний период и исключить эпизоды, связанные с большевиками.

Это были суровые времена. Жил Булгаков в неотапливаемой комнате, которая впоследствии стала прототипом “нехорошей квартиры” из романа «Мастер и Маргарита», жаловался на проблемы со здоровьем, материальную нужду и тяжёлую работу. Написание произведения тоже шло вяло, писатель постоянно вносил правки и переписывал отдельные эпизоды, считал свой роман «неудавшимся, но с очень серьёзным замыслом». 

После первой публикации Булгаков столкнулся с проблемами. Название «Белая гвардия» считывалось как откровенно враждебное, и Константин Станиславский рекомендовал писателю переименовать роман. Однако Булгакову было важно, чтобы произведение называлось именно так. Он согласился изменить слово «гвардия», но отказывался менять эпитет «белая», ведь именно он отражал сущность героев — чистых, нравственно развитых, интеллигентных.

Жанр, направление

Произведение «Белая гвардия» является романом и написано в традициях критического реализма.

В произведении описывается относительно небольшой промежуток времени, всего несколько месяцев, однако благодаря богатому историческому контексту автор разворачивает повествование в масштабное полотно. Направление работы характеризуется подробным изображением общества, переживающего кризис, сочетанием личной борьбы главных героев с более широкими историческими и политическими потрясениями эпохи. Булгаков проводит глубокое психологическое исследование героев, их характеров, моральных дилемм, нравственных ценностей, даёт свою оценку масштабным событиям и их влиянию на людей.

Композиция и конфликт

Основным композиционным решением «Белой гвардии» является дуализм пространств: ограниченное пространство дома противостоит хаотичному, быстро изменяющемуся миру. Эти два измерения существуют как бы параллельно друг другу и практически не соприкасаются, однако «Дом» выступает в качестве безопасного пространства, где человек может найти покой и стабильность посреди бурь и потрясений внешнего мира.

Дом Турбиных становится последним оплотом спокойствия в мире, где царят хаос, страх и смерть. Он неразрывно связан с городом, являясь его частью, как город является частью всего мира. Киев, когда-то величественный и прекрасный, теперь неузнаваем. Его заполонили беглецы: промышленники, купцы, адвокаты, журналисты всех мастей, аристократки и кокотки – все те, кто бежал от революции. Теперь город живёт какой-то неестественной, искажённой жизнью.

Основной конфликт романа «Белая гвардия» скрывается в противопоставлении разрушительного времени войны и вечного времени мироздания. В этом противостоянии маленький мир дома Турбиных пытается сохранить свою суть в бушующем шторме исторических событий, но не может полностью отгородиться от происходящего вокруг.

Смысл названия

Название “Белая гвардия” напрямую связано с судьбой главных героев – семьи Турбиных, которые оказались в лагере белой армии во время Гражданской войны. Для автора белогвардейцы – это не просто враги советской власти, а люди благородные, верные воинской присяге, имеющие чёткое понимание долга и чести. 

Однако эпитет “белая” отсылает не только к белогвардейцам, но и отражает нравственную чистоту, интеллигентность и честность Турбиных.

Суть: о чем роман?

Роман «Белая гвардия» рассказывает о судьбе интеллигенции в период Гражданской войны. В центре повествования – семья Турбиных, которая пытается сохранить свой привычный мир и человеческие ценности в условиях краха империи. Действие происходит в Киеве, оккупированном германской армией, где герои становятся свидетелями смены власти, борьбы между белыми и красными.

Автор показывает, как война разрушает привычный уклад жизни, разделяет семьи и друзей, ставит перед героями сложные моральные дилеммы. Дом Турбиных — последний островок стабильности в мире насилия и разрушений. Через судьбы своих героев Булгаков раскрывает трагедию гражданской войны и неизбежность исторических перемен.

Главные герои и их характеристика

Вот главные герои романа «Белая гвардия»:

  • Алексей Васильевич Турбин — 28-летний врач, дворянин и старший брат в семье Турбиных, Алексей прагматичен, ответственен и глубоко предан своей семье и старому русскому порядку.
  • Николай Турбин — 17-летний младший брат семьи, он полон юношеской бравады и командует отрядом юнкеров. Николка мечтает о военной славе, но все чаще сталкивается с суровыми реалиями войны, бросающими вызов его идеализму и заставляющими его быстро взрослеть.
  • Елена Васильевна Тальберг — 24-летняя сестра братьев Турбиных, является эмоциональным оплотом семьи, настоящей жрицей и хранительницей очага. Она переживает тяготы войны, находясь в тылу, разрываясь между верностью своим братьям и заботой о муже. Ее сострадание и жизнестойкость помогают ей в трудную минуту.
  • Сергей Иванович Тальберг — муж Елены, офицер, чьи политические пристрастия крайне неоднозначны. Он часто ставит во главу угла собственную безопасность, что создает напряженность в семье. Тальберга можно назвать трусом и приспособленцем, его образ противопоставлен семье Турбиных.
  • Полковник Най-Турс — серьезный и решительный офицер. Он дисциплинированно и мужественно руководит своим подразделением, воплощает чувство долга и самопожертвования, присущие рядам белой гвардии. Солдаты уважают его за бесстрашие, харизму и развитое чувство ответственности.

Темы

Тематика романа «Белая гвардия» охватывает важнейшие вопросы эпохи: нравственный выбор человека, политическую нестабильность во времена Гражданской войны в России, верность близким.

  • Семья и верность. Центральное место в повествовании занимает семья Турбиных, чьи тесные связи подвергаются испытанию военным временем и общественным хаосом. В романе исследуется противоречие между личной преданностью семье и требованиями политической лояльности, подчеркивается сложность сохранения единства и целостности во времена масштабного кризиса.
  • Политическая нестабильность. Действие романа разворачивается в Киеве в 1918–1919 годах — это период краха старых политических структур и ожесточенной борьбы за власть между антисоветским движением, большевиками и украинскими националистами. Исторический фон поддерживает атмосферу всепроникающего страха и непредсказуемости, влияющую на каждый аспект жизни персонажей.
  • Нравственность. Честь и верность долгу противопоставляются трусости и предательству: полковник Най-Турс и юнкер Николка Турбин до конца остаются верными своим принципам, в отличие от карьериста Тальберга, предавшего жену и бежавшего из страны. Автор показывает, как важно сохранять моральные ценности даже в самые мрачные времена.

Проблемы

Проблематика романа «Белая гвардия» — это сложное переплетение социальных, нравственных и философских вопросов, которые автор раскрывает через судьбы своих героев.

  • Проблема морального выбора. В романе нет чётких героев или злодеев, вместо этого изображается сложность человеческих мотивов и трудность принятия этического решения в военное время. Герои стоят перед выбором между различными политическими силами, честью и бесчестием, смелостью и трусостью. Этот выбор неизбежно приводит к человеческим жертвам, что становится отдельной проблемой произведения.
  • Проблема социального кризиса. Страх перед распадом общества и потерей культурной идентичности пронизывает всю историю, а тревога за будущее преследует персонажей. Народ разделился на противоборствующие стороны, отцы столкнулись с сыновьями, братья с братьями, друзья стали врагами — это вечная проблема гражданской войны.
  • Проблема войны. В романе сочетаются элементы чёрного юмора и абсурда с мрачными реалиями насилия и потерь. Этот контраст раскрывает психологические последствия войны для отдельных людей и общества в целом.
  • Проблема утраты. Герои часто размышляют о своём утраченном прошлом, символом которого является их семейный очаг и дорогие сердцу воспоминания. Эта ностальгия резко контрастирует с суровыми реалиями войны, подчеркивая боль перехода от старого мира к новому.

Смысл

Главная мысль романа «Белая гвардия» в том, что никакие политические разногласия не могут оправдать человеческие страдания. Автор подчеркивает: как бы ни менялась власть, как бы ни рушились империи – настоящие ценности остаются неизменными: семья, дружба, любовь к Родине и верность своим принципам. 

Через переживания Турбиных Булгаков раскрывает темы утраты, верности и болезненного перехода от знакомого прошлого к неопределенному будущему. Немаловажную роль играет противопоставление: дом Турбиных как последний оплот стабильности противостоит хаосу внешнего мира. Через судьбы героев автор раскрывает, какой ценой дались стране революция и Гражданская война, однако даже в самые страшные времена важно оставаться человеком.

Чему учит?

Роман «Белая гвардия» преподносит глубокие моральные уроки о верности, чести и цене войны. В романе верность изображается как тихая, бескорыстная преданность семье, друзьям и моральному долгу. Семья Турбиных и их товарищи остаются непоколебимыми, несмотря на крах империи и социальный хаос, стараются сохранить последний островок стабильности.

В романе освещаются трагические последствия гражданской войны, показывается, как политические потрясения разрушают дома, отношения и национальную идентичность. Булгаков предостерегает от морального разложения и предательства, противопоставляя персонажей, сохранивших свои идеалы и верность семье, тем, кто поддался эгоизму и оппортунизму. «Белая гвардия» учит нас тому, что в любой ситуации, даже самой сложной, нужно помнить о доме, семье и ответственности перед близкими.

Критика

После публикации романа Булгаков столкнулся с жестокой критикой: из трёхсот отзывов мог насчитать только три положительных. Критики не скупились на слова, оскорбляли как само произведение, так и писателя — главной причиной такого отношения была убеждённость в том, что Булгаков встал на сторону монархии и аристократии. 

Разные критики высказывали свои особые мнения. И. М. Нусинов отмечал, что роман представляет собой попытку автора примириться с новой действительностью через показ неизбежности гибели своего класса. Вместе с тем он заявил, что «Белая гвардия» представляет из себя «среднюю книгу» и назвал прославление Булгакова как автора «фальшивым». Нусинов указал на эпигонство автора, использование дворянских штампов и отсутствие художественной ценности.

Г. Е. Горбачёв указывал на то, что автор не показал историческую вину своих героев перед народными массами, не рассказал о зверствах «белых», грабеже и моральном разложении. Выбор белых офицеров как чистых, безвинных героев, следующих принципам чести, Горбачёв назвал художественно недостоверным.

Естественно, были и положительные отзывы. В парижской газете «Возрождение», где опубликовали продолжение романа, отметили, что произведение Булгакова обладает высокой художественной ценностью и противостоит советским тенденциям. П. М. Пильский отметил, что Булгаков смотрит на своих героев объективно и сдержанно, а большевиков обвинил в том, что им нужна лишь «льстивая покорность, лобзающая ложь, подкрашенная и разукрашенная тенденциозность, наигранный восторг». По мнению Пильского, Булгаков не написал ничего, кроме правды.

Нельзя не отметить высокую оценку романа Максимилианом Волошиным. Он сравнил «Белую гвардию» с дебютными произведениями Толстого и Достоевского, прославив нового мастера слова. По воспоминаниям Ангарского, Булгаков, прочитав такой высокий отзыв, бережно сохранил его. Впоследствии Волошин и Булгаков встретились в Коктебеле, и критик подарил начинающему писателю акварельную картину с трогательной подписью:

«Дорогому Михаилу Афанасьевичу, первому, кто запечатлел душу русской усобицы, с глубокой любовью».

В 21-м веке «Белую гвардию» переосмыслили как глубокое исследование человеческих жертв гражданской войны и крушения старых ценностей. Критики подчеркивают вечные темы семейной верности и нравственного выбора в условиях хаоса и войны. Роман часто называют «литературным любовным письмом» к Киеву. Современные исследователи также отмечают мастерское использование Булгаковым символики и образов для передачи психологической травмы войны.

Автор: Софья Феофилова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *