Анализ стихотворения «Сожженное письмо» (А.С. Пушкин)

Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ стихотворения «Сожженное письмо» по плану. В разборе Вы найдете описание тем, проблем и идеи текста, примеры тропов, историю создания и определение жанра работы. Все эти сведения сделают Вас ближе к лирике Пушкина.

История создания

«Выпьем с горя, где же кружка?» — эту фразу Пушкин произносил вовсе не единожды, в своем знаменитом послании к няне. Она становилась вполне обиходной для Пушкина во время Михайловской ссылки, когда находящийся в расцвете сил Пушкин был заперт в уединенном родовом имении. Его одолевала смертная скука — та, что сживает со света многих гениев. Ее пошлые и грязные последствия поэт вынужден был топить в крепком спиртном.

Безусловно, данный период жизни Пушкина нельзя назвать удавшимся. Однако именно в Михайловском Пушкин решает взять на свои плечи бремя писательского ремесла, став первым в России профессиональным поэтом. Именно здесь сознание Пушкина переживает нравственный пубертат: из инфантильного максималиста, распознаваемого в оде “Вольность”, Пушкин приходит к более романтической, но при этом наполненной последовательностью и осмысленностью, манере мыслить и жить. Эту перемену читатель увидит в «Сожженном письме». Здесь Пушкин начинает экспериментировать как с образом мыслей, заключенных в его лирику, так и со стихотворными размерами. На смену абстрактным музам и идеализированным образам куртизанок, приходит настоящая любовь, все ее горько-сладкое естество.

Кому посвящено «Сожженное письмо»? Речь идет о Е.К. Воронцовой. Молодой Пушкин, находившийся тогда еще в южной ссылке, был подобен пламени, дерзкому и неукротимому, при этом, по сути своей безумному. Он любил эффектно, но бестолково. Для того юноши, заигравшегося в жизнь, порой не стояло вопроса чести при выборе между дамами, среди которых Пушкин, несмотря на низкий рост и причудливую внешность, имел постоянный успех. Не тронуло тогда Пушкина и то, что он заводит роман с женой своего протектора — Князя Воронцова. Но это был не пошлый роман, вроде тех, что дошли до нас на блюдах в фарфоровых сервизах.

Это была настоящая любовь мужчины к женщине, человека к человеку, пламени к воде. Любовь, давшая начало новому Пушкину — автору, чьи идеалы актуальны и одобряемы даже в нашем обществе, прошедшем через коренное преломление пониманий любви и ненависти — сексуальную революцию и эмансипацию.

Жанр, направление, размер

Лирическое стихотворение «Сожженное письмо», относящееся к любовной лирике, написано шестистопным ямбом — ординарное для пушкинской лирики явление. Привлекает парная рифмовка, не характерная для Пушкина, обычно использовавшего рифмовку перекрестную. Кроме того, каждая рифмующаяся пара строк отличается о последующей типом рифмы: женская и мужская перманентно чередуются.

Длинная строка, не характерная для двусложного размера, замедляет стихотворение, однако не отнимает у него ритм, что делает стихотворение слух гармоничным и сложным, полно передающим авторское меланхолическое настроение.

Образы и символы

Лирический герой, скребя сердцем сжигает письмо, содержание которого, очевидно, питает его силами, наполняет пережитыми чувствами, однако к нему, повзрослевшему и возмужавшему, не приходит наивное, но светлое ощущение всевозможности. Его душа “ничему уже не внемлет”, вся его неуверенность сублимируется в некий импульс, заставляющий покончить прошлым, хоть и бывшим для него мерилом счастья.

Герой начинает мыслить другими категориями, под влиянием которых и формируется новый, живительный аффект — “Отрада бедная в судьбе унылой”. Наблюдая за агонией письма, герой точно так же пылает, шипит и тлеет, с каждой минутой все больше жалея о содеянном, находя все более пустые оправдания столь бездумного убийства части себя. Он, подобно пропавшему в пустыне путнику, начинающему есть свою плоть, утешает себя тем, что боль естественна и неизбежна, и Всевышний и так милостив над ним: хотя бы в том, что дает ему выбор.

Темы, настроение и проблемы

Тематика стихотворения «Сожженное письмо» актуальна во все времена.

  • Любовь. Некая отчужденность мира допускает в высоко организованный разум и живое сердце поэта более сложные, и от того еще более прекрасные, чувства, обыкновенно не успевающие развиваться в суетном мире. Чувства лирического героя глубоки и драматичны.
  • Тоска. Таковым сложным чувством, настолько сильным и искренним, что оно стало для чуткого поэта деструктивным, стала и тоска по возлюбленной. Эта женщина была удостоена большой чести: Солнце русской поэзии хранило ей верность на протяжении всей жизни: кольцо, подаренное ей на прощание, Пушкин снял только перед роковой дуэлью 1837. А ее сожженное письмо стало неотъемлемым атрибутом культа русской поэзии.
  • Тема прошлого. Лирический герой зависим от воспоминаний настолько, что даже пепел от них он считает единственной для себя отрадой.

Настроение стихотворения «Сожженное письмо» очень экспрессивное, бьющее через край. Лирический герой страдает от необходимости расстаться с прошлым и горестно восклицает о том, что пришел час прощания с любовью.

Основная проблема произведения — сложность человеческих чувств. Лирический герой долго боролся с собой, чтобы сжечь письмо, как «она велела». Эта победа далась ему очень тяжело, и он находится в мрачном упоении от боли, ведь вместе с письмом пылает его душа.

Основная идея

Смысл стихотворения «Сожженное письмо» заключается в прощании с любовью и сожжении целой страницы жизни. Однако даже огонь не в силах выместить из груди воспоминание о некогда любимой женщине. Лирический герой лишь внушает себе, что его душа ничему не внемлет, но через восклицательные знаки и многоточия он передает смятение, тоску, накал страстей.

Таким образом, главная мысль стихотворения «Сожженное письмо» заключается в том, что даже брошенные в пламя забвения чувства оседают в душе легким пеплом тоски.

Средства художественной выразительности

Тропы в стихотворении «Сожженное письмо» передают всю палитру чувств лирического героя и позволяют сопереживать ему:

  • Эпитеты «отрада бедная», «пепел милый», «пламя жадное» — это оттенки чувства и отношения автора к воспоминанию о любви.
  • Олицетворения «пламя приемлет» и «темные свернулися листы» показывают, как эмоционально лирический герой воспринимает происходящее.
  • Метафоры «душа моя не внемлет», «пламя жадное листы твои приемлет» создают неповторимую образность стихотворения.
  • Инверсия («Как долго медлил я», «как долго не хотела рука…») создает более мелодичное звучание стихотворения.

Автор: Иван Лейтман

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *