Анализ стихотворения «Три пальмы» (М. Ю. Лермонтов)

Как поэт-романтик, Михаил Юрьевич Лермонтов на протяжении своего творческого пути часто задавался вопросами взаимодействия стихии и человека, природы и цивилизации. Другим важным ответвлением художественного мира поэта являлся мотив судьбы. Примечательно, что в стихотворении «Три пальмы» можно найти обе эти особенности лирики Михаила Юрьевича. Многомудрый Литрекон представляет анализ стихотворения «Три пальмы» по плану.

История создания

Стихотворение «Три пальмы» было написано в 1838 году, а опубликовано спустя год – в 1839 – в «Отечественных записках». Причиной этого промедления явилась нерадивость редакторов данного издания.

Хотя в стихотворении Лермонтова можно проследить некоторые образы из «Подражания Корану» А.С. Пушкина, смысловая направленность у «Трех пальм» всё же другая. Критика благосклонно отнеслась к произведению. Его высоко оценил известный критик В.Г. Белинский. Он даже спорил с теми, кто не находил ничего особенного в лирике Лермонтова:

Идя к Грановскому, нарочно захватываю новый № «Отечественных записок», чтобы поделиться с ним наслаждением – и что же? – он предупредил меня: «Какой чудак Лермонтов – стихи гладкие, а в стихах черт знает что – вот хоть его «Три пальмы» – что за дичь!»2 Что на это было отвечать? Спорить – но я уже потерял охоту спорить, когда нет точек соприкосновения с человеком. Я не спорил, но, как майор Ковалев частному приставу, сказал Грановскому, расставив руки: «Признаюсь, после таких с вашей стороны поступков я ничего не нахожу», – и вышел вон. А между тем этот человек со слезами восторга на глазах слушал «О царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове».

Жанр, направление, размер

Жанр произведения «Три пальмы» – философская баллада. Здесь есть очевидное вмешательство роковых сил в обыденную жизнь трех пальм, также можно обнаружить мотивы таинственности: загадочным является внезапное появление каравана и то, как благие намерения людей с наступлением темноты сменяются жаждой наживы и эгоизмом. Мотив судьбы привносит в стихотворение философский подтекст. 

Баллада в целом является романтическим жанром, а потому литературное направление стихотворения «Три пальмы» – романтизм.

Размер стихотворения «Три пальмы» – четырехстопный амфибрахий, рифмовка – парная, с использованием мужской и женской рифм.

Смысл названия

Название баллады «Три пальмы» несет важную смысловую нагрузку в первую очередь по причине указания на число пальм. Учитывая то, что баллада имеет религиозный подтекст, число «три» может отсылать читателей к библейским мотивам. Вполне возможно и то, что три пальмы – это три составляющие души человека: чувства, разум и воля.

Озаглавив свое стихотворение таким образом, автор определил, кто в произведении является главным героем и кому он сочувствует. Его симпатии принадлежат пальмам, даже несмотря на их ропот в сторону «неба», а все потому, что он видит в них отражение собственного внутреннего мира. Любой человек, так же, как и пальмы в данном стихотворении, может ошибаться и расплачиваться за свои ошибки.

Образы и символы

Центральные образы баллады – «три гордые пальмы». Внешний мир пустыни дан в полной гармонии: пальмы находятся в оазисе и между ними «волною холодной» пробивается родник. Однако герои не готовы смириться со скукой бытия, и эта внутренняя конфликтность выдает в них романтические черты.

Следующие по градации образы – арабы, пришедшие с караваном. Автор акцентирует внимание читателя на коварной природе человека, который днем усыпляет бдительность пальм, питаясь их дарами, а ночью губит их ради собственной выгоды. Указано, что после ухода каравана из оазиса, все становится «дико и пусто кругом» – так автор вводит мотив ответственности человека перед природой.

Темы

Тематика баллады Лермонтова «Три пальмы» разнообразна. С одной стороны, можно сказать о том, что ключевой является тема судьбы, ведь три пальмы испытывают рок, прибегая к ропоту против «неба», и оказываются наказаны.

С другой стороны, присутствует тема взаимодействия человека с природой. Если рассматривать случившееся с пальмами с подобной точки зрения, то причина их гибели вполне реалистична, а упрек автора направлен не к ним, а в сторону людей, которые безответственно отнеслись к потреблению природных благ.

Проблемы

Проблематика «Трех пальм» философская, а также религиозная. Выразить ее можно одним вопросом: следует ли роптать и проявлять недовольство тем, что имеешь?

Проблема бунтарства против судьбы заключается в том, что человек не может смириться с роком и его властью над ним. Если мы принимаем предопределение во всей полноте его смысла, выходит, что наш мятеж против него предопределен заранее. А значит, мы ничего не можем поделать, даже отказаться от бессмысленного ропота.

Смысл

Рассматриваемое нами произведение Лермонтова «Три пальмы» является чрезвычайно глубоким по смыслу. Его основная идея в том, что каждый человек должен быть благодарен за то, что имеет, потому что он может даже не подозревать легкости того положения, в котором находится.

Главная мысль стихотворения «Три пальмы» заключается в том, чтобы на примере трех пальм показать жизненную ситуацию многих людей и заставить читателей поразмышлять над тем, к каким последствиям может привести неблагодарность.

Чему учит?

Баллада «Три пальмы» учит нас быть благодарными по отношению к тому, что мы имеем. Может казаться, будто то, что нам дано, является чем-то незначительным, однако это не так. Стоит привычным удобствам покинуть нас, как мы понимаем, что ошибались.

Автор призывает нас к терпению и смирению, ведь то, что кажется нам благом со стороны, может принести вред и даже гибель. Истинной сущности этого мы не знаем.

Средства художественной выразительности

Перечислим основные тропы, которые можно встретить в лирическом произведении «Три пальмы»:

  1. Эпитеты: «гордые пальмы», «почвы бесплодной», «волною холодной», «странник усталый».
  2. Сравнения: «шел колыхаясь, как в море челнок», «прыгал, как барс».
  3. Метафоры: «летучих песков», «пылающая грудь», «песок золотой».
  4. Олицетворения: «стали три пальмы на бога роптать», «приветствуют пальмы».
  5. Анафора: «И конь на дыбы подымался порой, / И прыгал, как барс, пораженный стрелой; / И белой одежды красивые складки».
  6. Риторические вопросы: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?»
  7. Риторические восклицания: «Не прав твой, о небо, святой приговор!»

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector