Анализ пьесы «Разбойники» (Фридрих Шиллер)

Немецкая литература заслуженно занимает значимое место в культурном наследии всего человечества. Сегодня сложно представить себе не только современную Германию, но и всю Европу без творчества Эрнста Гофмана, Иоганна Гёте, Карла фон Мюнхгаузена, Фридриха Шиллера и многих других выдающихся творцов. Фридрих Шиллер считается одним из самых выдающихся немецких литераторов, творивших во времена «золотого века немецкой литературы» – переходного периода от классицизма и сентиментализма к романтизму. Одним из самых известных творений Шиллера стала его драма «Разбойники», заложившая основы романтического направления в литературе и нового жанра разбойничьего романа.

История создания

Работу над «Разбойниками» Шиллер начал ещё во времена своего студенчества, в конце семидесятых годов восемнадцатого века. Писатель вдохновлялся такими классическими произведениями о разбойниках, как баллады о Робине Гуде. Классическая тема благородных разбойников накладывалась на окружавшую Шиллера повседневную действительность раздробленной Германии, где разбойничьи банды были обычным явлением.

Работа над пьесой была завершена в 1781 году. Так и не найдя издателя, который согласился бы опубликовать это произведение, Шиллер был вынужден выпускать пьесу за свой счёт анонимно.

Писатель был одним из первых деятелей литературы, который стал описывать в своих произведениях быт и нравы простых людей. В его книгах богачи зачастую играют отрицательные роли, а бедняки, напротив, исполнены добродетели. Эта особенность тоже продиктована социальной обстановкой того времени: народ Германии проявлял свое недовольство правящими элитами, как и жители многих других европейских стран, где прокатились революции и бунты.

Направление и жанр

Пьеса «Разбойники» несёт в себе как элементы сентиментализма, так и явные черты романтизма.

  1. Романтическое начало драмы заключается в том, что в основе повествования лежит конфликт между идеальным во всех отношениях героем и обществом, которое несправедливо и жестоко к нему.
  2. Конфликт закономерно заканчивается поражением героя.
  3. От сентиментализма пьеса получила историю несчастной любви и максимально трагичный финал героя, который не уезжает в далёкие южные края, а, потеряв всё, что было ему дорого, фактически идёт на самоубийство.

Жанр «Разбойников» можно определить, как драму. Это произведение предназначено для постановки на сцене театра. Писатель отказывается от вычурности трагедии и комедии, противопоставляя им более приближенную к реальности историю.

Суть: о чём пьеса?

Повествование начинается с того, что старом франконском замке граф Моор обеспокоен слухами о своём сыне Карле, который известен, как безнравственный и распутный юноша. Однако, судя по всему, известия о похождениях Карла являются ложью, которую распространяет его родной младший брат Франц, который желает получить себе всё наследство, а заодно и девушку Амалию, которая любит Карла, а Франца отвергает.

Младший сын обманывает отца, читая ему поддельное письмо о безнравственности Карла, однако граф продолжает упрямо ждать сына, чтобы самолично разобраться в ситуации. Тогда Франц идёт на крайние меры и сам пишет письмо брату, в котором сообщает, что старый Моор отрекается от него и отказывается принимать своего первенца в своём замке.

В это время Карл живёт обычной жизнью и очень беспокоится о здоровье отца. Письмо младшего брата повергает его в отчаяние, и он поддаётся на уговоры своих друзей, которые давно задумали собрать бандитскую шайку под руководством Карла.

Проходит некоторое время. Здоровье графа Моора становится всё хуже и хуже. Франц идёт на чудовищный поступок. Он приводит к отцу подкупленного человека, который сообщает о гибели Карла под Прагой. Амалия в гневе прогоняет человека Франца, не веря ему. Старый граф впадает в беспамятство, и Франц во всеуслышание заявляет о его смерти.

Тем временем разбойничья шайка Карла становится всё больше и сильней, сам Карл, однако, ведёт себя благородно, отдаёт все награбленные деньги нуждающимся и страдает от разлуки с семьей и Амалией. Не выдержав разлуки, он всё-таки решается вернуться домой. Замаскированный герой прибывает в замок, Амалия его не узнаёт, однако младший брат оказывается более проницательным и решает убить Карла, который спасается благодаря верному слуге. Карл узнаёт о кознях своего младшего брата и о том, что его отец жив и заперт в башне.

Герой собирает своих людей и нападает на замок. Загнанный в ловушку Франц вешается на золотом шнурке. Отец Карла и Амалия спасены, однако граф Моор, узнав, что его сын стал разбойником, умирает от горя. Амалия готова принять Карла таким, какой он есть, и выйти за него, но сам Карл не может пойти на это, считая себя порочным и греховным человеком. Люди из шайки тоже не спешат отпустить его с поста вожака. В отчаянии Амалия просит возлюбленного убить её, и тот выполняет её просьбу.

Опустошённый и потерявший всё Карл больше не хочет жить и идёт сдаваться бедному крестьянину с одиннадцатью детьми, чтобы этот бедняк получил от властей награду за его поимку.

Главные герои их характеристика

Многомудрый Литрекон описал образ благородного разбойника и других героев пьесы Шиллера в таблице. Если ее требуется дополнить, напишите об этом в комментариях.

Карл фон Моор молодой немецкий дворянин. Старший сын графа фон Моора. Благородный, добрый, честный и сентиментальный юноша, который проходит тяжёлый путь от сына графа до одного из самых разыскиваемых разбойников. Любит музыку и поэзию. В итоге ломается и сдаётся властям, не в силах больше выносить двойственности своего существования.
Франц фон Моор молодой немецкий дворянин. Младший сын графа фон Моора. Подлый негодяй, готовый пойти на любое преступление ради своих корыстных целей. Им двигают только жадность и зависть. Алчный человек, отличающийся хитростью и малодушием одновременно.
Амалия фон Эдельрейх красивая девушка. Целомудренная и верная Карлу до самого конца. Не поддалась ни на щедрые посулы, ни на угрозы Франца. Так сильно любила Карла, что отказалась от жизни, когда поняла, что они не смогут быть вместе.
Граф фон Моор благородный старый дворянин и любящий отец. Свято чтит имя своей семьи и законы чести. Сама весть о том, что Карл опозорил своё имя, став благородным, но всё же разбойником, разбивает ему сердце и приводит к его кончине.

Авторское отношение к героям выражено в их описании: Шиллер симпатизирует и сочувствует Карлу, осуждает Франца, восхищается самопожертвованием и высокой нравственностью Амалии, сетует на роковую ошибку графа Моора, но сопереживает обманутому старику.

Темы

Тематика произведения «Разбойники» перечислена не в полном объеме. Многомудрый Литрекон экономит Ваше время. Но если материал показался Вам скудным, напишите, и он будет дополнен.

  1. Благородство – эта пьеса показывает нам, что по-настоящему благородный человек будет благородным всегда, даже если был вынужден стать разбойником с большой дороги.
  2. Любовь – на примере Амалии Шиллер показывает нам максимально романтизированную любовь, девушка настолько верна своему избраннику, что между смертью и разлукой с ним без раздумий выбирает смерть.
  3. Смелость – писатель показывает нам, как важно быть смелым и бороться с несправедливостью мира. Этот путь обрекает нас на страдания и гибель, но только идя по нему, человек может назвать себя человеком.

Проблемы

Проблематика пьесы «Разбойники» всегда может быть описана подробнее — стоит Вам только оставить весточку Многомудрому Литрекону в комментариях.

  1. Жестокость – мы в полной мере можем видеть жестокость и несправедливость мира, в котором благородные и честные люди, вроде Карла, Амалии и графа Моора, обречены на страдания и тщетные попытки найти своё счастье, и который так хотел изменить Шиллер.
  2. Социальная несправедливость – писатель показывает, как экономическое неравенство и несовершенство системы вынуждает даже лучших людей зачастую идти на отчаянные поступки, противоречащие закону и морали.
  3. Алчность — Франц не совершил бы столько плохих поступков, если бы не отчаянная жажда денег. Именно они стали причиной его нравственного падения.

Основная идея

С помощью своей пьесы Шиллер осуждает немецкое общество своего времени, погрязшее в пошлом мещанстве и слепой погоне за наживой, забыв обо всех моральных принципах. Смысл пьесы «Разбойники» заключается в описании кризиса института дворянства, которым все слепо восхищались. Благородные порывы этих людей давно заменили хитрость и расчет, а самые лучшие из них не выживают в этой среде и становятся по ту сторону закона. Карл стал жертвой высшего общества, опустошенного пороками.

Писатель призывает показывает губительность и бессмысленность подобного существования и призывает всех честных людей сопротивляться злу в любых формах, пусть эта борьба и кажется бессмысленной и обречённой на провал. В этом и состоит главная мысль пьесы «Разбойники».

Чему учит?

Пьеса «Разбойники» учит нас тому, как важно ценить свою семью и близких людей. Она демонстрирует нам примеры настоящей любви. Это произведение говорит о том, как важно в любой ситуации сохранять человеческое достоинство и не превращаться в животное, озабоченное только своим выживанием.

На примере корыстного негодяя Франца Шиллер показывает, как низко может пасть человек, одержимый жаждой богатства и власти. Писатель осуждает корыстолюбие, зависть и жестокость, за которые обязательно последует наказание. Такова мораль пьесы «Разбойники».

Критика

Пьеса «Разбойники» была с восторгом встречена по всей Европе, включая и Российскую империю. Белинский увидел в пьесе борьбу со злом и надежду всего человечества на исправление и спасение, а Шиллера назвал его адвокатом. Не менее восторженные отзывы и пьесе оставил и Герцен.

По мнению многих литературоведов, образы братьев фон Мооров нашли своё отражение в творчестве Лермонтова, Достоевского, Пушкина и многих других писателей. Например, в романе «Братья Карамазовы» Достоевский сравнивает Ивана с Карлом Моором, намекая на его внутренний бунт против условностей. Семья Карамазовых ассоциируется с семейством Мооров, и сам старик Федор Павлович сравнивает себя с графом-отцом Моором.

По мотивам «Разбойников» А.С. Пушкин написал роман «Дубровский», где благородный юноша бросает вызов несправедливому обществу и встает на тропу разбоя.

Автор: Михаил Щепин

Читайте также:

комментария 2

  1. Ваня:

    Не написано авторское отношение к героям

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *