Жизненные уроки в рассказе «Уроки французского» (В.Г. Распутин)
(395 слов) Валентин Григорьевич Распутин, автор рассказа «Уроки французского», в своём произведении не только в красках описывает тяготы послевоенного времени, но и ставит ряд нравственных вопросов и жизненных проблем. Прочитав «Уроки французского» каждый из нас может вынести из этой истории целый ряд уроков и важных для жизненного опыта мыслей.
Во-первых, рассказ учит тому, что даже в самой непростой ситуации не следует отчаиваться и унывать, ведь всё может наладиться – помощь может прийти оттуда, откуда её совсем не ждёшь. Так, главный герой рассказа – школьник, вынужденный оставить семью и родную деревню ради продолжения учёбы в городской школе – страдал от крайней нужды. Он даже начал играть на деньги с дворовыми мальчишками, однако окончательно встать на ноги и не страдать от голода ему неожиданно помогла Лидия Михайловна, учительница французского языка.
Во-вторых, важная тема в рассказе – тема человечности. В любой ситуации человек должен в первую очередь оставаться человеком, а уж затем профессионалом. Лидия Михайловна нарушила субординацию и школьный устав, чтобы дать ученику реальную помощь, пусть и необычным методом – через игру на деньги. Директор школы, узнав об этом, лишил учительницу работы; поступил так, как от него требовали должностные обязанности и школьный устав. Однако Лидия Михайловна, проявив по отношению к ученику человечность, поступила гораздо более нравственно, пусть и вразрез с официальными правилами.
В-третьих, добиваться благих целей хитростью и нечестными способами – значит ставить под угрозу всё предприятие – этому тоже учит рассказ «Уроки французского». Так, чтобы не умереть от голода, главный герой вынужден был вступить в азартные игры с мальчишками. Однако им не нравилось, что герой быстро выходил из игры, поэтому старшие ребята его избили. Выйти из колеи игр на деньги так же быстро, как туда вошёл, ребёнок не мог, и неизвестно, как бы плачевно сложилась его судьба, если бы на помощь вовремя не пришла Лидия Михайловна. Она решила помочь ученику, но так как он не принимал от неё деньги и продукты напрямую, она решила пойти на хитрость и тоже предложила ему играть на деньги, однако втайне и безобидно. Ребёнок согласился, и вскоре его положение действительно улучшилось – он смог покупать себе нормальные продукты. Тем не менее, за свою хитрость Лидия Михайловна поплатилась работой и возможностью быть опорой для любимых учеников – разоблачённая директором, она была вынуждена уволиться и уехать на родную Кубань.
Итак, рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского» является поучительным произведением, наполненным целым рядом мыслей и смыслов. В этом рассуждении мы обозначили основные жизненные уроки, которые читатель может извлечь из истории, лёгшей в основу сюжета рассказа «Уроки французского».