Сочинение: Живые и мёртвые души в поэме «Мертвые души» (Н. В. Гоголь)

(406 слов) Работу над поэмой «Мёртвые души» Н. В. Гоголь начал в 1835 году, стремясь создать большое эпическое произведение, посвящённое России. Сюжет был подсказан Пушкиным, который рассказал историю о мошеннике, мечтавшем разбогатеть, закладывая в опекунский совет купленные мёртвые души как живые. В произведении автор раскрывает злободневные проблемы современного ему общества. Одна из них — тема мёртвых и живых душ, о чём можно судить уже по названию поэмы.

В прямом значении «Мёртвые души» — это умершие крестьяне, которые числятся в ревизских списках как живые. Однако в переносном смысле – это герои, ничего из себя не представляющие. К таковым относятся помещики: пустой мечтатель Манилов, крепколобая Коробочка, любящий азарт Ноздрёв и хозяйственный Собакевич, подобный медведю. Образ же Плюшкина подтверждает, что никто не появляется на свет с «мёртвой душой» изначально. Омертвение происходит в тот момент, когда человек предаёт идеалы юности, начинает подчиняться господствующим в обществе законам. Качества помещиков не находят полезного применения, жизнь их пуста и бесплодна. Сам автор называет их «небокоптителями».

Павел Иванович Чичиков также обладатель «мёртвой души». В стремлении к приобретательству он оказался даже жаднее Коробочки, черствее Собакевича и наглее Ноздрёва. Чрезмерная расчётливость сделала его душу «мёртвой». Так, идеал Чичикова – это копейка, женитьба для него – лишь выгодная сделка, а все его пристрастия – материальные. Автор наделяет главного героя изворотливостью и приспособленчеством.

Чиновники в поэме – тоже «мёртвые души». Их интерес вызывают только сплетни и пересуды, герои тщеславны, алчны и завистливы. Даже в сцене бала мы видим не людей, а лишь атласы, мундиры, фраки и ленты. Вспомним хотя бы эпизод, в котором умирает прокурор: окружающие задумались о том, что у него, наверное, была душа, только когда он стал «бездушным телом».

«Мёртвым душам» противопоставлен в произведении образ народной России. Автор чувствует живость души народа, его смелость и любовь к свободе, однако одичание несёт человеку рабство. Так, Пелагея не могла отличить лево от права, а лакей Петрушка «носил всегда с собой какой-то особенный запах» и спал не раздеваясь.

В произведении мы видим те лучшие черты крестьян, которые формируют русский национальный характер: это талантливость, острота ума, глубина чувств и щедрость души. Всё это мы находим в образах каретника Михеева, сапожника Телятникова, кирпичника Милушкина, плотника Степана Пробки. Герои поют душевные песни, устраивают весёлые праздники и гулянья. Обратим внимание и на образы-символы. Абакум Фыров, беглый крестьянин, вольнолюбив, он не желает мириться с гнётом крепостной жизни и предпочитает ей хотя и тяжёлую, но свободную жизнь бурлака.

Итак, Гоголь не знает, каков дальнейший путь Руси, но он надеется, что русский народ встанет с колен и воссоздаст чистый, духовный мир без Маниловых, Собакевичей и Ноздрёвых.

Автор: Мэри Лепсая

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector