Жилище Родиона Раскольникова и его описание с цитатами
(535 слов) Родион Раскольников, как и все персонажи Достоевского, описывается очень детально. Обстановка, в которой живут персонажи, может дополнить окончательный портрет, а порой и объяснить внутренний мир героев и наглядно его показать. Этим приемом и воспользовался автор.
Раскольников живет в квартире одной из переулков Петербурга, на самом верхнем этаже. Он пребывает в условиях невыразимой нищеты и скудности:
«Вся его комната была такого размера, что можно было снять крюк, не вставая с постели.» «…с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.»
Теснота, давление стен, словно клетка для строптивой птицы, не дают покоя ни разуму, ни телу:
«…дурная квартира… точно гроб…»
«…ему стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук. Взор и мысль просили простору…»
Мыслям требуется простор для мышления, иначе им становится душно, и они деформируются. Именно так произошло с Родионом. Квартира — гроб, в котором герой был похоронен вместе со всеми надеждами. Вся эта обстановка и интерьер Раскольникова влияют на мысли и на зарождение безумной идеи:
«…там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца…»
Детально же интерьер каморки выглядят минималистично в силу бедности и весьма показательно:
«Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты …»
Книги и тетради, которые лежат в беспорядке, покрыты пылью, что указывает на душевное запустение героя и его неспособность притронуться к знанию, хотя и были помыслы к этому. Голова забита мыслями, которые навевает это жуткое помещение, словно не давая притронуться к книгам, заполняя все сознание только собой. Неисправная и несуразная мебель также соответствует обстановке и душевному состоянию героя, заставляя сливаться с общим фоном внутреннего раскола Раскольникова.
Желтоватые отслаивающиеся обои, как и в квартире Сони Мармеладовой, выражают безнадежность и моральный упадок, жизнь героев, как и обои, выцвела и потеряла цвет. Любопытен и вид из окна Раскольникова:
«…вопли с улицы, которые, впрочем, он каждую ночь выслушивал под своим окном, в третьем часу.»
Эти крики, которые Раскольников вынужден был слышать каждую ночь, своего рода ропот его нынешний жизни, безобразный и агрессивный. В этом же месте герой когда-то познакомился с больной хозяйской дочкой и пожалел ее. Но девушка не выдержала такой жизни и умерла в цвете лет. Любовь и забота Родиона оказались бессильны ее спасти.
«Он подошел к окну, поднялся на цыпочки и долго, с видом чрезвычайного внимания, высматривал во дворе. Но двор был пуст, и не было видно стучавших. Налево, во флигеле, виднелись кой-где отворенные окна; на подоконниках стояли горшочки с жиденькою геранью. За окнами было вывешено белье… Всё это он знал наизусть. Он отвернулся и сел на диван.»
Из отрывка видно, что Родион часто подходил к окну в надежде чего-то, ему все это приелось, все одинаковое и безнадежное. Даже улица сливается с интерьером и душевным состоянием героя в один спектр негативного ощущения одиночества и отчуждения.
Автор: Артем Иволга