Сочинение: Женские образы в пьесе «Бесприданница» (А.Н. Островский)
(558 слов) Говоря о женских образах произведения «Бесприданница», необходимо, в первую очередь отметить, что их здесь всего два: Харита Игнатьевна и Лариса Дмитриева Огудаловы — мать и дочь. Потому рассуждение будет не столько разноплановым, сколько фрагментарным, потому как созданные Островским женские образы могут в синергии служить обозначением современной ему женской сути: страдание и праздность, любовь и ненависть, целомудрие и беспринципность.
Описанные внутрисемейные взаимоотношения характеризуются, в первую очередь, сильнейшим эмоциональным давлением Хариты Игнатьевны на Ларису. Из-за болезненно зафиксированного желания обогатиться за счет жениха, в котором она реализует собственную несостоятельность и которое она проецирует на поведение дочери, Огудалова вынуждает Ларису жить исходя из запросов окружающих её кавалеров, с которыми она вынуждена вести себя не на равных, а в качестве экспоната, выставленного на тщеславный аукцион, постоянно происходящий в доме Огудаловых. Да, факт того, что женщина — не приложение к капиталу мужчины, не был столь очевиден для традиционного общества, описанного Островским. Однако Огудалова могла питать хотя бы чувство женской солидарности и брать в расчет, что девичье сердце — хрупкий механизм, направление действия которого невозможно задать; нельзя заставить полюбить, иначе говоря.
Сравнение дома Огудаловой с “цыганским табором”, приведенное Карандышевым, весьма точно описывает суть жизни, которую ведет хозяйка. В этом доме нет ничего постоянного, у него нет собственного шарма, потому как даже его хозяева из своей бедности вынуждены растворяться в чужой праздности, которую предлагают его нескончаемые посетители. Ведь именно предоставляя простор и собственное общество для этой праздности, Огудалова зарабатывает на жизнь. По сути, дом Огудаловых — китайский чайный домик, посетители которого находят отдушину в общении с девушками, иллюзию их заинтересованности в личных проблемах они готовы купить за какие угодно деньги.
Дом Огудаловых можно, без всякого сомнения, сравнить еще и с ярмаркой тщеславия. Часто употребляемое по отношению к кавалерам Ларисы словосочетание “разогнал женихов” говорит нам о том, что в доме Огудаловых молодые люди могли не только приятно проводить время, но и кичиться своим богатством, которое высоко ценила хозяйка — от него зависело то, может претендент иметь будущее с Ларисой, или нет. Истерически стараясь обеспечить для своей дочери возможность создания семьи, Огудалова, как ни парадоксально, попирает семейные ценности. Она впустила в дом — место, где семья находит уединение и смирение своих желаний и страстей, уличный разврат и примитивное торгашество.
Огудалова пренебрегает расположенностью дочери к простым человеческим чувствам, полагая “уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески”. Безусловно, Харита Ивановна обладает поверхностным желанием лучшего для дочери, однако это “лучшее” — деньги. Но за них не купить ни любви, ни уважения к себе, ни правильной вертикали ценностей — вещей, абсолютно точно потерянных в погоне за обогащением. Харита Ивановна калечит душу Ларисы, пресекает ее попытки обращения к чистым чувствам, стараясь реализовать собственные корыстные цели, не понимая при этом, что подысканный Карандышев — бедный и бесхребетный человек, не сделает счастливыми ни ее, ни дочь. Огудалова уже даже не хочет думать о выгоде — она просто следует навязанной бедностью абсолютно бестолковой установке. Результатом описанного эмоционального давления (насилия) стало то, что Лариса смирилась с тем, что она — не более, чем товар на рынке тщеславия окружающих ее людей. Она боится доверяться своим чувствам, боится взглядов и мнения счастливых людей, окружающих ее, боится потерять свое существование, в котором она обделена способностью безнаказанно любить и ненавидеть.
Таким образом, находясь в вынужденном тандеме, два индивидуально сильных женских персонажа попадают в обоюдно губительную созависимость: жизнь Огудаловой превращается в фанатичное подобострастие и торгашество, в то время как Лариса вынуждена мириться с предоставляемыми ей благами, нисколько ее не превозносящими, но заработанными усилиями хлопотливой матушки и потому должными быть для нее релевантными.
Автор: Иван Шарков