Сочинение: Крах теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)

(413 слов) Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» — это не просто история об убийстве, религии и пороках общества, но и пронизанное тонким психологизмом произведение, в котором поднимается множество философских вопросов. Один из таких можно сформулировать следующим образом: «В чём правда человеческой жизни?». На этот вопрос главный герой Родион Раскольников не только попытался ответить, но и «применил на практике» свою правду.

Достоевский в своём произведении отразил социальные противоречия, обострившиеся в середине девятнадцатого века. Именно поэтому главным героем стал Родион, нищий молодой человек, который из-за нехватки денег был вынужден оставить учёбу в университете. Необходимые финансы Родион получает через старуху-процентщицу Алёну Ивановну. В этом случае положение героя достаточно унизительно, что усугубляется требованием больших процентов со стороны старухи и письмом о скором замужестве по расчёту сестры Дуни.

Обстановка разрухи и безысходности при прямом контакте с низшими слоями населения рождает в голове Раскольникова теорию, с помощью которой он хотел бы не только оправдать то, что собирался сделать, но и объяснить устройство несправедливого мира. Пытливый ум Родиона не был направлен на созидание, а потому герою приходилось оставаться наедине со своими мыслями, что и привело к созданию теории.

В самом романе ничего не случается просто так. Если мы привыкли, что в реальной жизни происходит что-то без причин и последствий, то любое действие и любая вещь у Достоевского имеют смысл, встроены в общую закономерность, объяснимы и небеспричинны. Так и возникновение теории Раскольникова, её развитие, апогей и крах составляют общий скелет романа.

Теория Раскольникова построена на его мысли о том, что люди делятся на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Первые являются массой, которой можно и нужно управлять, они — ресурс для достижения целей вторых, то есть тех, кто делает историю. «Необыкновенные» имеют право на «кровь по совести», то есть могут убить меньшее количество человек для лучшей жизни большего количества. Раскольников с помощью своей теории значительно упрощает выбор жизненного пути, потому что перед ним их всего два: быть серой массой или великим деятелем. Очевидно, герой выбирает второй вариант, не учитывая ещё множества факторов, которые влияют на исторические и мировые процессы. Примкнув к «право имеющим», он развязывает себе руки и решается на убийство, однако почувствовав тяжкий груз, признаёт себя, опять же, с неверной позиции, «тварью дрожащей». Здесь теория ещё не терпит крах, её конец наступает лишь тогда, когда герой примиряется с религиозной философией Сони «не убий», видя сон о конце света.

Автор через раскрытие правды Раскольникова и через сон Достоевский говорит читателю, что теория не может существовать, так как она противоречит христианским ценностям и идее о том, что каждый человек в мире достоин жить и быть счастливым.

Автор: Лиана Юлдашбаева

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *