Совесть, честь и долг в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой)

(481 слово) Рассказ «После бала» является одним из самых интересных в библиографии Льва Николаевича Толстого. Что тематически, что художественно данное произведение выверено абсолютно. В нём нет ничего лишнего. Но речь пойдёт о тематической части. Основными темами текста являются честь, долг и совесть.

Рассказ начинается с бала, и бал идеален. Юный рассказчик приходит туда и воодушевляется обстановкой, а после его внимание фокусируется на дочери полковника Б., с отцом которой нас также познакомят. Стоит отметить, что именно он и становится украшением вечера.

«Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, … и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами».

Светский вечер проходит, и главный герой отправляется к себе в покои, однако наплыв чувств не дает ему уснуть и выгоняет его на улицу.

Вот здесь и начинается утонченная игра контрастов. Главный герой, который собирался в будущем служить в армии, видит ужасающую ее картинку. Перед ним полковник Б., ещё вечером казавшийся герою примером чести, руководит избиением плетью беглого татарина, который в слезах умоляет прекратить пытку.

«При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова: “Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте”»

Лицо полковника, казавшееся таким благообразным, изуродовано гневом. Он не только руководит экзекуцией, но и требует от подчиненных особой жестокости. В какой-то момент он бьет несчастного солдата по лицу за то, что он «мажет» и жалеет пленника.

Именно в этот момент главный герой понимает, что ни чести, ни долга, ни совести полковник Б. не знает. Он слепо следует приказам, не задумываясь об их справедливости. А ведь главное в чести и совести то, что это добровольный выбор, порой в убыток себе. Но служебный долг требует от полковника отказаться от моральных основ. Армейская система не допускала рефлексии на рабочем месте. Приказ становится оправданием любой жестокости и подлости. Он противопоставлен совести и фактически вытесняет ее. При исполнении она уже не нужна.

А честь у полковника двойственная, как и его натура в целом. Внешне он живет по законам чести: ведет себя правильно, умеет танцевать и отдавать честь, пользуется хорошей репутацией в обществе. Но внутренне герой бесчестен. Пока никто не видит, он позволяет себе унижать подчиненных, пользуясь своим служебным положением, и даже бьет одного из них, когда он не может ответить тем же. Место в иерархии позволяет ему издеваться над людьми и самоутверждаться за их счет. А значит, честь для полковника равноценна шевронам: их можно снять, когда они мешаются, а потом пристегнуть обратно.

Таким образом, в рассказе «После бала» честь становится двойным стандартом, который не соответствует своей сути. Совесть противопоставлена служебному долгу и фактически уничтожена. А сам долг диктуется приказами командиров и не обсуждается. Такой полковник исполнит любой приказ, даже если он будет противоречить всем нормам морали и права.

Автор: Саид-Магомед Берсанов

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *