Смысл рассказа «Уроки французского» (В.Г. Распутин)
(496 слов) Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» – популярное произведение для детского чтения, часто изучаемое на школьных уроках литературы. Рассказ не теряет своей актуальности, поскольку смысл, вложенный в него автором, остается прописной истиной на все времена – в любой ситуации нужно оставаться прежде всего человеком.
Именно этим принципом руководствовалась Лидия Михайловна, школьная учительница французского языка, когда у неё в классе появился новый ученик. Женщина сразу отметила его желание учиться и выделила среди одноклассников-лодырей как способного ученика. Однако ребёнку мешала исключительная бедность – он не мог позволить себе купить даже простейшие продукты питания. Эта нехватка средств, практически доходящая до нищеты, вынудила ребёнка участвовать в мальчишеских играх на деньги.
Лидия Михайловна с самого начала пыталась поддержать мальчика, предлагала ему деньги. Однако она не могла не видеть, как это уязвляет детское чувство собственного достоинства, и потому была вынуждена сменить тактику и пойти на хитрость. Неуспеваемость главного героя по французскому и необходимость дополнительных индивидуальных занятий были лишь предлогом для учительницы, возможностью пригласить мальчика к себе домой, окружить уютом и накормить ужином. Однако ученику было неловко принимать от неё финансовую помощь и ужинать в её доме.
Последней каплей в чаше терпения Лидии Михайловны стали синяки на теле ученика – мальчишки избили его за то, что тот выигрывал. Узнав о том, что главный герой играет на деньги, учительница поступила по-человечески: не стала вести ребёнка к директору, а сама провела с ним беседу. Выяснив, что мальчик на выигранные деньги покупает себе еду, Лидия Михайловна приняла окончательное решение и после дополнительных занятий по французскому предложила герою играть на деньги.
Важно отметить, что играли герои в максимально безобидный «пристенок» практически на копейки. Поддаваясь ребёнку и часто проигрывая, Лидия Михайловна могла финансово помочь ученику – тратя деньги на еду, мальчик больше не испытывал угрызений совести, успокаивая себя тем, что это честный выигрыш.
Так учительница нарушила субординацию второй раз – с главным героем она вела себя уже не как преподаватель, но как друг, как обычный человек, а в минуты искреннего увлечения игрой – даже как ребёнок.
Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает одна из финальных сцен рассказа – момент, когда героев застал за игрой директор школы. Тогда учительница проявила максимальную выдержку, вела себя спокойно и уверенно, взяла всю вину за происходящее на себя:
«Что здесь происходит? — объясните, пожалуйста. Я имею право знать как директор.
— Играем в «пристенок», — спокойно ответила Лидия Михайловна.
— Вы играете на деньги с этим?.. — Василий Андреевич ткнул в меня пальцем, и я со страху пополз за перегородку, чтобы укрыться в комнате. — Играете с учеником?! Я правильно вас понял?
— Правильно».
Итак, Лидия Михайловна нарушила преподавательский устав и была вынуждена оставить работу в школе. То, как она перешагнула через предрассудки о репутации учителя, как сознательно рисковала потерять работу, как до-последнего добивалась хотя бы минимального благополучия для своего ученика, не жалея для этого ни средств, ни времени, достойно уважения. Формально она нарушила правила, но поступила гораздо более мудро, высоконравственно и человечно, чем те, кто эти правила не нарушал. С учеником она в первую очередь была не учителем, а человеком. В этой человечности, которая должна быть вне возраста, вне профессии, вне предрассудков, и состоит смысл рассказа «Уроки французского».
Автор: Фаина Пастернак