Сочинение: Смысл пьесы «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

(489 слов) Комедия «Горе от ума» — это классика русской литературы, знакомая всем нам с юношества. Однако из года в год новым поколениям все сложнее понимать все смысловые оттенки пьесы, потому что прошлое от нас все дальше и дальше. Попробуем же разобраться в нем и определить основную идею произведения.

Сюжет «Горя от ума» основан на двух конфликтах главного героя: личном и общественном. Александр Андреевич Чацкий после долгого отсутствия возвращается в Москву и является в дом богатого и знатного чиновника, Павла Афанасьевича Фамусова. Его привела туда любовь к дочери Фамусова — Софье. Три года назад она, хоть и по-детски, ещё не совсем понимая, но разделяла свободолюбивые убеждения Чацкого. Но за время его отсутствия она сильно изменилась. Фамусов и его окружение воспитали Софью по своим канонам. Она полностью приняла быт, обычаи, предрассудки своего круга. Поэтому теперь Чацкий для Софьи ─ злой и циничный человек, ей неприятны его насмешки над её отцом, родными и знакомыми. Она понимает, что мир Фамусова Чацкий считает глупым и отсталым, и, чтобы отомстить, объявляет сумасшедшим самого Чацкого. Чацкий размышляет о причинах перемен, произошедших с его возлюбленной: «Нет ли тут, впрямь, жениха какого?». У Софьи действительно есть поклонник ─ секретарь Фамусова, прихлебатель и льстец Молчалин, угождающий всем и всегда, не смеющий иметь собственное мнение. Но дело не только и не сколько в нём, сколько в самой Софье, которая привыкла смотреть на всё глазами того общества, которое Чацкий ненавидит и презирает. «Не тот ли вы, кому меня ещё с пелён, для замыслов каких-то непонятных, дитём возили на поклон, тот Нестор негодяев знатных» ─ с гневом спрашивает он Фамусова. А тот в страхе думает, что перед ним «карбонарии», революционер, и «запретил бы он подобным господам на выстрел подъезжать к столицам!». Горе для Чацкого в том, что он оказался по своему духовному и интеллектуальному развитию выше мира Фамусовых и Молчалиных. Столкновение героя с его оппонентами символизирует борьбу «века нынешнего» и «века минувшего». Кажется, что старая жизнь победила, но побеждён ли Чацкий? И.А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» утверждает, что «один в поле ─ воин, если он Чацкий». Сильная, независимая личность готова бросить вызов даже всему свету. И в то же время Гончаров признаёт, что «Чацкий сломлен количеством старой силы». Чацкий обижен и раздосадован, он уезжает из дома Фамусова и из фамусовской Москвы. Но он не сломлен морально, не отказался от своих идеалов. Общество не смогло его сломать, не сделало из него очередного Молчалина. Оно, напротив, боится таких, Чацкий, чувствует их силу и свою слабость, потому и считает всех прогрессивно мыслящих людей разбойниками и «опасными мечтателями». По словам Гончарова, Чацкий ─ «провозвестник», «застрельщик нового», и поэтому он ─ «всегда жертва».

Чацкий неизбежен при смене одного века другим» ─ резюмирует Гончаров. Именно в этом и заключается смысл «Горя от ума» ─ старое всегда будет бороться с новым, и новому всегда приходится пробираться «сквозь тернии к звёздам». Но кажущееся сильным старое на самом деле слабое и ущербное из-за своей слепоты и ограниченности. В своей комедии Грибоедов защищает вечные ценности ─ честность, патриотизм, великодушие. Поэтому и спустя двести лет после написания «Горе от ума» ─ нужная и современная пьеса.

Автор: Артем Аввакумов

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector