Сочинение: Смысл названия в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)
(385 слов) Как известно, название произведения чаще всего отражает его основную мысль. Название – суть, сжатая до масштабов одной фразы, а иногда – до одного слова. Однако далеко не всегда очевидно, почему автор выбрал для своей работы то или иное название. Так, например, неискушенного читателя может смутить название пьесы А. Н. Островского «Гроза». Смысл в заглавии, безусловно, присутствует. Самое примечательное, что он не один.
Во-первых, сентименталисты очень часто прибегали к описанию природных явлений. Через природные реакции авторы передавали атмосферу повествования, царящие настроения среди героев. Грозе часто предшествует отвратительная духота, затем случается вспышка – гром и молнии – и, наконец, дождь. Подобное композиционное решение можно проследить и в «Грозе» Островского. В городе Калинове духота, в воздухе чувствуется приближение скорого дождя. Духота присутствует и в переносном значении: малодушие, цинизм и мелочность некоторых персонажей неизбежно приводит к трагической развязке пьесы, а гроза выступает ее катализатором.
Во-вторых, в четвертом действии гроза становится одним из центровых персонажей. Не зря Кулигин на протяжении практически всего повествования то и дело вспоминает про громоотвод. Он исходит из исключительно научных соображений, однако его слова можно трактовать и по-другому: громоотвод, возможно, помог бы отвратить приближение грозы, а также отвести беду, которая разворачивается в финале драмы. Кроме того, гроза в четвертом действии сопровождает Катерину. Это пугающее природное явление нагоняет на героиню страх и нервозность, под раскаты грома она сознается, что изменяла мужу и лишается чувств. Гроза становится неотъемлемой спутницей развязки пьесы.
Гроза в пьесе также выступает символом судьбы, злого рока. Рок всегда влечет собой кару, а кара воздается за совершенные грехи. Так, гроза выступает недобрым знаком для многих персонажей произведения: гроза порицает незаконные любовные связи, скупость души и узколобость. Для каждого гроза проявляется по-своему, и в этом ее мистическая сила на страницах этой драмы. Не зря Дикой считает, что гроза служит наказанием, а Катерина в свою очередь воспринимает грозу как божью кару.
На грозу походят взаимоотношения Бориса и Катерины. Они импульсивны, эмоциональны, неумолимы, но в то же время – скоротечны. Гроза, хоть и страшит своей неистовостью, тем не менее, всегда проходит достаточно быстро, оставляя после себя лишь неприятные последствия своего буйства.
Как можно заметить, название пьесы Островского можно трактовать по-разному, и на этом значения, заложенные в слове «Гроза», не заканчиваются. Смыслов можно выудить еще целое множество. В конце концов, гроза отражает закостенелость и разложение общественного порядка, так ярко различимых на примере городе Калинова. На изломе 19 столетия — это особенно символично. Гроза – вестник приближающейся катастрофы.
Автор: Яна Москаленко