Сочинение: «Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы

(387 слов) «Слово о полку Игореве» – уникальный исторический и художественный документ в истории русской литературы. Это памятник эпохи Древней Руси, датируемый примерно 12-ым веком, это первый художественный текст, с которого во многом начинается история русской литературы.

История «Слова» повествует о реально произошедшем ратном походе князя Игоря с дружиной на половцев, гармонично переплетаясь со сказочным, мифологическим мировоззрением людей того времени, с лирическим скорбным плачем и богатой образной метафорикой. Существует множество переложений, вариаций и переводов этого текста с его первоначального языка, дремучего и непроходимого для современного читателя. Казалось бы, вся эта история – о далёком-далёком времени, которая читается подчас и в самих переводах с усилием. Что же в ней может быть современным и соединяющимся с нынешним временем? Чтобы ответить на этот вопрос можно пойти дальше и чуть глубже размышления о стиле (хотя, конечно, и сам стиль имеет особенность явно содержать в себе и иллюстрировать идеи, которые заложены в тексте). Для этого можно обратиться к центральной проблематике «Слова». Она, как и многое в художественном произведении вообще, неоднозначна, поэтому попытаемся только высветить, показать её возможные грани.

События в «Слове» – это война, проявляющаяся на разных уровнях. Это и война с внешними врагами – поход Игоря на половцев. Это война и внутри Руси – жестокая междоусобица князей, желающих себе полной власти. В своём походе Игорь теряет всё свой войско, а сам попадает в плен. Из-за этого плачет на стенах града его жена, скорбно взывая к природным силам. Из-за этого очень ослабляется защита государства, совершаются новые грабежи. А начинался же весь этот поход отнюдь не из-за благих помышлений – Игорь хотел завоевать себе славу и новый почёт. Всё оборачивается поражением и крахом. Описание этого занимает большое место во всём «Слове» – в речи князя Святослава.

В этой «ратной» проблематике можно усмотреть всеобщий человеческий вектор, устремлённый на получение каких-то благ, которые не являются абсолютными благами и подчас ведут только к своей противоположности. В этом смысле желания князя Игоря едва ли сильно разнятся с желаниями современных людей. Разнится лишь – в форме и масштабе: в «Слове» это целый боевой поход за ненужной в общем-то славой, в реальной жизни – это в большинстве случаев нечто более обыденное и намного меньшее. Но смысл, по сути, остаётся тот же: «Храбрые сердца выкованы из жесткой стали, а закалены в неразумной удали».

Очевидно, в любом произведении классической литературы всегда так или иначе кроется проблематика человеческой души. Разно по стилю, но по сути она проявляется на всём протяжении исторического пути человека.

Автор: Степан Самарин

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *