Сочинение: Смысл названия поэмы «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

(335 слов) «Мертвые души» Н.В.Гоголя — непревзойденное социально-психологическое произведение русской литературы. Смысл названия поэмы многогранен: в нем воплощена не только доминанта сюжета (охота за неучтенными смертями), но и менее очевидные идейные пласты.

В названии присутствует совершенно четкий исторический посыл. Правительство для взимания налога с помещиков периодически проводило крестьянский учет. Сформированную ведомость называли ревизскими сказками, их писали один раз в несколько лет, вследствие чего умершие крестьяне рассматривались как живые до следующей переписи. Именно они стали целью главного героя и привели его в гости к помещикам. Смысл заглавия «Мертвые души» — обозначить сюжетные особенности книги.

Однако если бы Гоголь хотел придать единственное значение, то поэма называлась бы «ревизские души». Но такое наименование не раскрывает всей сути той проблемы, которую затрагивает автор. Герценовское высказывание заставило людей задуматься. 

Он писал: «… Не ревизские – мертвые души, а все эти ноздревы, маниловы и все прочие – вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу». 

Здесь мы можем увидеть, что слова нацелены не на крестьян, а на тех, кто управляет их жизнями, на чиновников и помещиков. Смысл носит метафоричный и образный характер. Вещественно и материально такие, как Ноздревы, Маниловы и Собакевичи, живут спокойной и радостной жизнью: «медведь средней величины» Собакевич, «исторический человек» Ноздрев, который «…был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». Но духовное бытие в значительной степени имеет мало общего с физическим. «Мертвые души» — мертвенность, застой, окаменелость, которую смогли допустить помещики, чиновники, растерявшие свое внутреннее богатство.

Мертвые ревизские души – это погибшие по определенным основаниям крестьяне, их ожившие образы, существование которых помещики принимают ниже человеческого. А вот Маниловы, Коробочки, Плюшкины, чиновники и другие представители высшей знати – безупречный пример мертвых духом людей и демонстрация нравственного опустошенного строя людских отношений. Это все стороны одного словосочетания Гоголя, высокохудожественно представленного в произведении.

Принцип данного сатирического изображения не позволяет нам увидеть образ хотя бы одного положительного персонажа. По мере продвижения сюжета мы видим оскудение человеческого духовного мира персонажей: от Манилова до Плюшкина. Гоголю было важно через свою поэму показать глупые желания дурных людей и серьезность социальных пороков и слабостей. Даже название помогло ему осуществить это намерение.

Автор: Рада Хибба

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *