Пейзаж в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого (с цитатами)

(462 слова) Китайский философ Конфуций однажды сказал: «Когда тебе плохо — прислушайся к природе. Тишина мира успокаивает лучше, чем миллионы ненужных слов». В этой мудрой фразе скрывается тайная взаимосвязь настроения людей и мира природы. Они находят отражение друг в друге. Именно этой необъяснимой связью руководствовался Лев Николаевич Толстой при написании романа «Война и мир», где пейзаж является главным стимулом к действиям героев, отражением их внутреннего мира.

Пейзаж у Льва Николаевича Толстого является не просто описанными деревьями, небом, травой и камнями. Он намного шире, чем просто объекты природы и красивые декорации для жизни героев, что является характерной чертой для всей русской литературы. Пейзаж – это зерцало внутреннего мира персонажа, его мыслей, настроения; это также и побуждение к действиям. Решающую роль играет описание природы в судьбе князя Болконского.

Например, сцена битвы под Аустерлицем.

Андрей Болконский лежит на земле раненый, возведя глаза туда, где «высокое небо, не ясное, но все-таки неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нему серыми облаками».

Картина невероятно гармоничная и умиротворённая для того, что происходит вокруг князя: смерть, кровь, выстрелы, пыль… Всё это теперь неважно, всё это суета сует, которая отвлекает от наслаждения прекрасным. В момент тяжёлого ранения, в пограничном состоянии между жизнью и смертью, герой видит безмятежное высокое небо. Оно, словно доктор, латает его физические и душевные раны, успокаивает и даёт надежду на будущее.

Вторая по значимости сцена в жизни Болконского – это поездка в Отрадное, где по пути он видит дуб. В этот период жизни существование князя словно теряет смысл: он ещё оправился от ранения и смерти жены. Это время можно охарактеризовать как оцепенение, потерю интереса к происходящему вокруг, разочарование в себе и своих силах.

И тут Андрей видит «огромный, в два обхвата дуб, с обломанной корой, заросшей старыми болячками».

Картина не очень приятная, однако она привлекает князя. В этом «уроде» мира природы наш герой видит самого себя – сломленного и больного.

В гостях у графа Ильи Андреича наш герой встречает Наташу Ростову и знакомится с девушкой. Его душа будто оживает и сбрасывает с себя гнетущее оцепенение. По пути домой Болконский вновь проезжает мимо того уродливого умирающего дуба. Удивительно, но в этот раз его внешний вид преображается:

«Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно».

Старый дуб неожиданно покрылся зеленью и пустил новые веточки. Болконский ожил от дыхания весны и любви, как и дуб. Настолько крепка их тайная необъяснимая эмоциональная связь. Князь Андрей, взглянув на столь воодушевляющий пейзаж, решает жить!

Взаимосвязь человека и природы, по Льву Николаевичу Толстому, – это дар, которым обладает не каждый. Только те герои, кто, по мнению автора, были хорошими, хотели меняться ради других и верили в духовные ценности, могли слушать природу и видеть в ней разгадку собственных проблем, подсказку для выхода из трудной ситуации. Итак, пейзаж в романе-эпопее «Война и мир» играет главную роль в становлении персонажей, в развитии их как личностей, в необычных сюжетных поворотах.

Автор: Дарья Барановская

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *