Семья Туркиных в рассказе «Ионыч» (А.П. Чехов)

(547 слов) А.П. Чехов является мастером юмористической прозы. Даже в самых трогательных и серьезных его произведениях горит искра смеха, которая интригует и развлекает читателя. Но она же заставляет задуматься о том, что высмеивает автор и почему это так карикатурно смотрится? Например, образ «интеллигентной» семьи Туркиных в рассказе «Ионыч» был преломлен в сатирической призме писателя. В этих персонажах мы узнаем своих кичливых знакомых, а порой и собственные черты…

Автор начинает рассказ с представления семьи Туркиных, ведь они являются одной из достопримечательностей губернского города С. Местные жители считают их «образованными» и «талантливыми» людьми. Что не так с этой оценкой? Ее необоснованность раскрывается в процессе повествования, когда писатель вскользь упоминает о том, что обыватели города С. совсем не читают книги и не посещают библиотеку. Их мещанский образ жизни состоит из обедов, ужинов и сплетен. Поэтому едва уловимая насмешка над Туркиными кроется в первом же абзаце: их считают умными только те, кто еще глупее.

Семья состоит из Ивана Петровича (отца), Веры Иосифовны (матери) и Катерины Ивановны (дочери). Иван Петрович…

…знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутить и острить, и всегда у него было такое выражение, что нельзя было понять, шутит он или говорит серьезно. 

Он был очень забавен, правда, только в первый раз, ведь каждая его шутка повторялась неоднократно и теряла все свое остроумие, а манера коверкать слова могла вывести из себя сразу же. Его супруга, Вера Иосифовна, была более серьезной, ведь писала романы, но о том, «чего никогда не бывает в жизни». Слушать эти произведения было «удобно», ведь в голову приходили только «хорошие мысли». Более убийственную критику писателя из уст Чехова сложно вообразить. Автор едко высмеял литературные занятия Веры Иосифовны, так как ее искусство было сродни ремесленному изделию: отличалось «удобством», как будто на нем сидели или пили чай. 

Вера Иосифовна была заботливой матерью, но ее опека была чрезмерной. Не чая души в единственном ребенке, она навсегда усвоила одну манеру обращения с ним — уменьшительно-ласкательную, приторно-детскую. Ко взрослой девушке она относилась так, будто перед ней малыш дошкольного возраста:

Нет, Котик любит свою маму. Котик не станет огорчать папу и маму.

А Катерина Ивановна, изящная и грациозная девушка, была уже взрослой и хотела начать самостоятельную жизнь в большом городе. Она играла на рояле, но что это была за игра! 

Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и всё сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться…

Героиня не замечает, что играет механически, без подлинного таланта, а ее пассажи производят угнетающее впечатление на слушателей. Но, окруженная лестью и гиперопекой родителей, она не может оценить себя объективно. Избалованность проявляется и в ее отношении к Старцеву: видя терзания Дмитрия, она играет его чувствами. Но, в отличие от статичных характеров родителей, образ Котика претерпевает большие изменения. Вернувшись домой с разбитыми мечтами, Катерина стала скромнее, проще и умнее. Она осознала, что мир не крутится вокруг нее, как любящие родители и их непритязательные гости. Теперь ее глаза «благодарили за любовь», которую подарил ей Старцев.

Изображая семью Туркиных, А.П. Чехов высмеял псевдоинтеллектуальную прослойку общества, которая упивается самодовольством, однако не имеет представления о подлинной культуре. Эти люди слывут образованными, но лишь в кругу невежд. Мир их иллюзий существует лишь до соприкосновения с реальностью, где «каменная» игра на рояле и банальные романы встречают объективную критику. Таких мещан с претензией на интеллигентность нужно изжить в себе и вовремя заметить в других, ведь любые амбиции должны быть подкреплены талантом и трудом.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *