Психологизм в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)
(462 слова) В литературной классике XIX века центральной темой авторского исследования становится внутренний мир человека: его душевные терзания, глубокие изображения мыслей, чувств и борьба с окружающей бытовой средой. Ярким примером подобной философской тенденции стал роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Автор с помощью монологов и диалогов, описания мыслей и снов выворачивает внутреннее состояние героев наизнанку.
Серость и развратность трущоб Санкт-Петербурга, ужасные бытовые условия, в которых вынужден проживать главный герой, чью квартирку сам автор сравнивает с «гробом», а также портретные характеристики персонажей, авторские отступления и описание снов, имеющих огромную значимость в произведении, – все эти составляющие выявляют духовную сущность литературного героя и составляют психологизм Достоевского.
С самого начала повествования невозможно не заметить скрытность главного героя, он пытается убежать от чужих взоров, прячась в своей каморке, однако и там он чувствует себя словно не в своей тарелке. Так писатель демонстрирует стыд Родиона. Он не только тяготился своим долгом перед хозяйкой и стесняется нищенских лохмотьев, но и смутно ощущает порочность своих планов, которым не место на белом свете. Поэтому можно заметить, что герой уговаривает себя на преступление, все время ищет себе оправдание. Уже на этом этапе мы понимаем, что перед нами — не хладнокровный убийца, а жертва среды, доведенная до крайности.
Достоевский акцентирует внимание на действиях и мыслительных процессах (монологах) Раскольникова. Планируя преступление, Родион заболевает и духовно, и физически: плохо питается, ходит в неопрятных лохмотьях, избегает всякого общения с людьми («он благополучно избегнул встречи со своей хозяйкой на лестнице»). Он целиком поглощён в раздумья о собственной «теории исключения» или «теории сильной личности», которая станет двигателем сюжета и причиной последующих аморальных поступков.
После совершённого злодеяния Раскольников не бросается в Неву, хоть и допускает подобные мысли, он впадает в тяжёлое душевное состояние и заболевает лихорадкой:
«ноги его дрожали от страху, голова кружилась и болела от жару».
Герой не может найти себе места, едва держится на ногах и время от времени теряет сознание. Однако по ходу развития сюжета Фёдор Михайлович раскрывает своего персонажа несколько иначе, обращая внимание на добрые, бескорыстные, полные сердечности поступки Родиона. Нельзя пройти мимо его сна про бедную, забитую хлыстом до смерти савраску. Родион сопереживает ей до слез. Это является признаком постоянных переживай и размышлений, которые станут основанием для раскаяния и нравственного исцеления героя.
Под давлением всех этих внутренних переживаний Родион осознаёт, что из-за совершённого деяния его жизнь не станет прежней, а теория собственного сочинения провалилась с треском, ведь невозможно осчастливить окружающих, убивая и грабя неугодных людей. Самым страшным наказанием для Раскольникова становятся его душевные муки, которые поглощали его силы и лишали надежды на светлое будущее. Но благодаря ним герой смог очистить свою душу страданием и вернуться на правильный путь.
«Меня зовут психологом. Не правда, я лишь реалист» — так говорил о себе Ф.М. Достоевский.
С этим высказыванием невозможно не согласиться, ведь автор так реалистично раскрывает таинственную душу каждого героя, что читатель начинает искренне переживать и сострадать действующим лицам.
Автор: Анастасия Лесникова