Послевоенное время в рассказе «Уроки французского» (В.Г. Распутин)

(445 слов) Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» знаменит не только живыми, вызывающими сочувствие образами героев, глубиной раскрытия нравственных вопросов и тем, но и подробной ретроспективой тягот послевоенного времени, мужественно перенесённых мирными жителями России. В этот период и город, и деревня переживали серьёзный экономический упадок, что привело к голоду и крайней бедности множество людей, в том числе и главного героя рассказа.

С одной стороны, мальчик всё детство провёл в деревне. Отец не вернулся с фронта, его воспитывала мать. Женщина отказывала себе во всём, последние средства тратила на троих детей, однако смышлёный мальчишка не мог не ощущать бедности, доходящей до нужды, в которой вынуждена была жить его семья. Тем не менее, когда герой показал высокие результаты в деревенской школе (он слыл в родной деревне за «грамотея»), было принято непростое решение отправить талантливого мальчика доучиваться в город. Так, ребёнок оставил деревню, но не нищету.

С другой стороны, переезд в город, как уже было сказано, не поправил финансовое положение мальчика и его семьи. Расходы на поездку и содержание мальчика вдали от дома были для его мамы практически неподъёмными. Тем не менее, мама находила возможность иногда высылать сыну помимо прочего пять рублей на молоко, которое ему нужно было пить «от малокровия». Однако мальчику катастрофически не хватало тех средств, что присылали из родной деревни. В конце концов, он не мог себе позволить даже простейших продуктов питания, ел очень мало и что попало. Эта бедность, доходящая до крайности и плавно перетекающая в нищету, и вынудила героя пойти играть на деньги в компании мальчишек. Играл он мало, быстро выходил из компании и тратил выигрыш на продукты. За свою манеру рано бросать игру ребёнок вскоре поплатился: старшие мальчишки во главе с Вадиком его избили.

Завершая рассуждение, нельзя не упомянуть о том, какую важную роль в жизни героя сыграла учительница французского языка Лидия Михайловна. Видя в герое способного ученика, но крайне нуждающегося, женщина поначалу старалась помогать ему финансово: давала деньги, покупала продукты. Однако это серьёзно уязвляло мальчишеское чувство собственного достоинства и ставило ребёнка в неловкое положение – он всякий раз отказывался принять помощь. Тогда Лидия Михайловна решилась пойти на хитрость и предложила ребёнку безобидную игру на минимальные деньги, а, когда он согласился, всячески поддавалась ему, давая возможность выиграть.

Итак, Лидия Михайловна поплатилась за своё добродушие и человечность увольнением из школы. Финал рассказа особенно трогателен: читатель узнаёт, что бывшая учительница вскоре прислала ему кубанские яблоки – раньше он видел эти фрукты лишь на картинках, но догадался, что это были они.

Таким образом, Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского» в красках описал тяготы жизни в послевоенное время. Бедность и нужда, экономический кризис города и деревни – всё это омрачало судьбы мирного населения в то тяжёлое время – не всякая семья могла похвастаться положением хотя бы чуть более благоприятным, чем семья главного героя рассказа.

Автор: Фаина Пастернак

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *