Сочинение: Почему возник «Серебряный век»?

(420 слов) «Серебряный век» подарил нам не только гениев, чьи фамилии мы произносим в одном ряду с Пушкиным, Лермонтовым и Некрасовым, но и дал толчок к развитию страны в целом. Его значение в контексте национальной культуры сложно переоценить. Однако немногие наши современники знают, почему возник серебряный век?

Долгое время велись споры о том, кто придумал само наименование «серебряного века». Авторство приписывали разным личностям: философу Н.А.Бердяеву, загадочному Глебу Мареву, о котором до сих пор практически ничего не известно, поэту Николаю Оцупу и даже Владимиру Маяковскому. Впрочем, как и Анна Ахматова и Марина Цветаева, которых также называли создателями термина, они, скорее, сыграли большую роль в распространении термина и увековечивании его в памяти народа. На данный момент многие придерживаются точки зрения, что сочетание было изобретено критиком В.С. Соловьевым для статьи «Импрессионизм мысли» (1897).

Также существуют противоречия относительно временных рамок (исследователями не решено, что считать окончанием периода — начало Гражданской войны в 1917 или смерть Блока в 1921 году) и причин появления такого феномена. Человеком, подробно разобравшим предпосылки перелома в культурной жизни страны, стал Дмитрий Мережковский. Его труд «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» стал неким манифестом для ранних модернистов. В нем автор не только рассуждает о том, почему литература переживает свое падение и рассказывает о деятелях прошлого, но и говорит о том, что способно вытащить из кризиса — вере в идеальное и желании двигаться вперед. О том, чего не хватает современному поколению творцов, вынужденных существовать между двумя мирами: хоть и прекрасным, но уже отжившим свое, старым и еще не сформированным новым.

«Несмотря на скуку <…> отсутствие крупных талантов и непонятный застой, мы переживаем один из важнейших моментов в историческом развитии русской литературы»,

«Тайные побеги <…> новой поэзии слабо и непобедимо пробиваются на свет Божий, пока на поверхности достигает последних пределов торжество литературной пошлости и варварства…»

Опираясь на мнение Мережковского и ему подобных, можно сделать вывод о том, что «серебряный век» появился на рубеже столетий как ответ на упаднические настроения и тенденции искусства мирового (во Франции, например, этот период назывался «fin de siècle» — конец века). Как реакция на безнадежное состояние традиционной литературы, переживающей свой закат. Особенно тепло статью приняли сотоварищи-символисты, как главные вдохновители и деятели «эстетического переворота». Они, в отличие от народников, заявлявших, что человек важен только тогда, когда приносит пользу обществу, утвердили ценность отдельной личности. Выведя на более высокий уровень важность индивидуальности, они взяли курс на формирование иного представления читателей о мире и окружающих людях.

Именно с идей первых представителей модернизма (Брюсова, Бальмонта, Сологуба, Гиппиус и др.) — некоторые называли их декадентами, соответственно главенствующим настроениям европейской и отечественной культур — началось становление эпохи.

Автор: Инна Колокольникова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *