Маленький человек в литературе

(452 слова) Маленький человек – особый социально-психологический тип литературного персонажа, укоренившийся в русской литературе с установлением критического реализма как нового господствующего литературного направления. Расцвет «маленьких людей» в отечественном искусстве главным образом пришёлся на 20–30-е годы XIX века – этот тип стал ещё одним плодом мировоззренческого переворота в русском обществе того времени наряду с типом лишнего человека.

Как это часто бывает, само явление воплощалось в литературе ещё до того, как получило официальное наименование. Так, впервые термин «маленький человек» был употреблён ведущим литературным критиком XIX века В.Г. Белинским в статье, посвящённой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», где исследователь много времени уделил анализу персонажей, в том числе жалкого и безвестного Алексея Молчалина. Далее эта формулировка была подхвачена литературной элитой и вскоре укоренилась в литературе в качестве официального термина.

Маленькому человеку как литературно-типическому явлению присущи особые качества и характеристики. Так, это непременно человек низкого социального положения, без статуса и богатства – это важно, поскольку зачастую такой персонаж будет стремиться лишь к материальному достатку, банальному повышению уровня жизни, даже не задумываясь о нравственных качествах. Кроме того, маленький человек лишён каких-либо выдающихся способностей и обладает слабым тщедушным характером. Таков, например, Акакий Акакиевич, герой гоголевской «Шинели», возведший в абсолют мечту о предмете гардероба и умерший нелепой смертью из-за него же.

Таким образом, трагедия маленького человека заключается в его ничтожестве, слабости, выражающейся в неумении давать отпор и противостоять ударам судьбы и окружающих его людей, зачастую попросту над ним издевающихся. Достаточно вспомнить слова бедного Акакия Башмачкина «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?», чтобы это понять.

Ещё трагичнее образ маленького человека делает несоответствие его личности и характера некой мечте, которую тот возводит в абсолют, в цель собственной жалкой жизни. Она может быть и материальной, едва ли чего-то стоящей в масштабе мира, как, например, пресловутая шинель, а может быть действительно глобальной, как искренняя и невозможно чистая любовь Желткова к княгине Вере Шеиной. Это может быть и вовсе не конкретная мечта, а банальное желание чего-то добиться в жизни, выслужиться через раболепство и «прислуживание», присущее, например, Молчалину, герою «Горя от ума».

Губит маленького человека и его эгоизм не как самообожание, но как замкнутость в собственном плоском мирке и полное непонимание окружающих людей, их чувств, мотивов их поступков. Так, станционный смотритель Самсон Вырин, герой одноимённого произведения А.С. Пушкина, всю жизнь корил свою дочь за то, что та сбежала с проезжим офицером Минским. Для Вырина Дуня была мечтой, единственной отрадой, одним светлым результатом его жизни, и он не может простить ей побега, просто потому что воспринимает это не как шанс для неё выбиться в свет и жить если не счастливо, то хотя бы более-менее обеспеченно, но как личную трагедию.

Таким образом, всякий автор по-разному воплощал образ маленького человека, однако его типические черты, такие как отсутствие статуса, безвестность, замкнутость, слабость до бессилия и ничтожный эгоизм, нашли отражение в каждом персонаже этого типа.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *