Сочинение по творчеству Блока

(518 слов) Александр Александрович Блок – непревзойдённый русский поэт начала ХХ века. Современники считали, что с его смертью в 1921 году завершился Серебряный век русской поэзии. Его творчество, развивавшееся под влиянием философской концепции Владимира Соловьёва, навсегда оставило значимый след в истории русской поэзии.

Александр Блок за свою недолгую жизнь (этот автор прожил всего сорок лет и умер от тяжёлой болезни) успел прославиться не только как поэт, но и как литературный и театральный критик. Его любимая жена Любовь Дмитриевна Блок (в девичестве Менделеева – дочь известнейшего русского химика, создателя периодической системы химических элементов) была актрисой в труппе Всеволода Мейерхольда, и Блок нередко посещал спектакли с её участием и писал на них рецензии в театральные журналы.

Любови Дмитриевне посвящён блоковский цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Это не только любовная лирика Александра Блока, обращенная к любимой жене, но и философские поиски образа Вечной Женственности, которая, согласно философским идеям Владимира Соловьёва, наравне с Добром и Красотой должна спасти мир из плена Зла. В стихотворениях этого цикла лирический герой выступает как вечный раб, послушный рыцарь своей Прекрасной Дамы – идеального женского образа.

Заметное изменение настроений в лирике Александра Блока наблюдается после 1905 года. В этот период у его жены завязывается роман с ближайшим другом Блока, поэтом Андреем Белым. В новых лирических циклах наблюдается закономерное снижение образа Прекрасной Дамы сначала до таинственной Незнакомки, а затем и вовсе до Катьки – гулящей девки, героини поэмы «Двенадцать», убитой очередным кавалером за измену.

Постепенно лирический герой Александра Блока из адепта культа Вечной Женственности превращается в обычного человека. Он бродит по улицам Петербурга, заливает горе от потери возлюбленной алкоголем и ощущает абсолютную душевную пустоту.

С началом Первой мировой и Гражданской войн в лирике Александра Блока отчётливо проступает патриотическое национальное самосознание. Цикл «На поле Куликовом» написан им от лица воина из армии Дмитрия Донского, готового во что бы то ни стало защищать Родину, даже ценой собственной жизни. Гражданскую лирику Блока можно рассматривать как завершающий пласт трилогии вочеловечения – лирический герой осознаёт себя не как индивидуальную личность, а как часть русского народа, выразителя народного голоса. Недаром в его стихотворениях о России местоимение «я» часто заменено на «мы» – тем самым герой делает акцент на своей неотделимости от страждущей народной массы (см. стихотворение «Рождённые в года глухие…»):

«Рождённые в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы, дети страшных лет России,
Забыть не в силах ничего».

Лирический герой Александра Блока, как и сам поэт, осознаёт, жертвой каких катаклизмов и бедствий стала Россия на рубеже XIX-XX веков. Однако несмотря на разруху, на все ужасы войн, раздирающих страну, герой готов быть с Родиной до конца. В лирике Александра Блока Родина предстаёт ещё и как эволюция образа Идеальной Женственности: 

«О, Русь моя! Жена моя!» – восклицает герой одного из стихотворений. 

Образы России как верной и любимой Жены ещё неоднократно возникнут в лирических циклах Блока.

Апофеоза патриотическое сознание поэта достигает в поэме «Двенадцать». Описывая шествие революционеров по ночному Петербургу, Александр Блок вкладывает в лирическую поэму свою веру в будущее России, которая сможет справиться с угнетателями народа и, пусть не без кровавой революции, придёт к обновлению, к светлому и счастливому будущему.

В общем и целом, лирика Александра Блока отличается многотемием и сильным философским подтекстом. Его поэтическое наследие насчитывает сотни стихов, затронутые в которых темы остаются актуальными и сегодня.

Автор: Фаина Пастернак

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *