Сочинение: Особенности композиции в романе «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

(662 слова) Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого — поистине масштабное полотно, раскрывающее панораму России первой четверти 19 века. В произведении затрагиваются важнейшие проблемы жизни того времени, но остаются актуальными данные темы и по сей день. В 4-х томах Толстой показал огромное количество разнообразных событий, которые затронули жизнь как отдельного человека, так и целого государства. Стоит отметить, что персонажей в романе насчитывается более пятисот. В «Войне и мире» описываются войны, реальные исторические личности (Наполеон, Кутузов, император Александр I), а на примере таких семей как Ростовы, Безуховы, Болконские, Курагины показано развитие человеческих взаимоотношений. Практически каждый вымышленный персонаж произведения имеет свой прототип, например, прототипом Натальи Ростовой стала Пелагея Николаевна Толстая – бабушка автора.  

Композиция романа крайне сложна, так как произведение включает в себя огромный объём информации. Писатель поставил перед собой задачу – показать частую жизнь и жизнь историческую. С этой задачей Толстой справился, так как читатель видит, что людская жизнь едина и следует общим законам во всех сферах, будь то семейная жизнь или государственная. Это всё и определяет жанровое своеобразие. В нём присутствуют черты двух господствующих и объёмных литературных жанров – эпопея и роман. 

Любое произведение должно приниматься читателями целиком, когда целое понимается как система, связанная с характерами, обстоятельствами, а также с закономерной цепью причин и следствий. Проще говоря, чтобы понять и проникнуться какой-либо историей очень важно обращаться к личности автора и рассматривать всё это в единстве. Об этом писал и сам Л. Н. Толстой: 

«Цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету». 

Такое указание, как «мысль народная», помогает осмыслить главные характеристики идейно-композиционного центра романа, а также критерии оценки основных персонажей. Таким образом, автор сам помог определить своеобразие и композиционное построение художественного текста «Войны и мир».

Хронология событий и структура всего произведения следующие:

  1. В первом томе рассказывается о событиях 1805 года. Вначале представлены картины мирной жизни, а затем показана война с Наполеоном в Европе. Читатель знакомится с основными героями и семьями: Болконские, Ростовы, Денисов, Долохов, Пьер Безухов, Курагины. Само повествование здесь построено на контрастах и антитезе: читатель может увидеть тему отцов и детей, так как отцы или уходящий «екатерининский век» — это умирающий князь Безухов и старый князь Николай Болконский, а дети, молодое поколение, представлено Пьером Безуховым, молодёжью в доме Ростовых. Подобные сюжетные параллели указывают на всё то многообразие, которое присутствовало в жизни русского народа до военного времени. Судьбы центральных персонажей только начинают зарождаться. На контрасте построены и сцены войны, например, Кутузов и император, капитан Тушин и штабные офицеры и т.д. 
  2. Во втором томе рассказывается о событиях 1806-1811 годов. В большей степени они связаны с политической и светской жизнью народа накануне Отечественной войны. Предчувствие трагических событий, реформы Сперанского относятся к исторической составляющей романа, тогда как первый выход Наташи, вступление Пьера в масонское движение и возвращение Андрея Болконского охватывают светскую жизнь.
  3. Третий том полностью посвящен описанию 1812 года. В центре изображения русские солдаты, офицеры, ополченцы, а вместе с ними война и партизанские движения. Помимо этого, показано Бородинское сражение, которое и является основой композиции всего тома, к данному сражению ведут все линии персонажей и именно здесь решаются судьбы двух центральных героев – Пьера и Андрея. Толстой наглядно демонстрирует, как историческая линия и сама война неразрывно связана с каждым отдельным человеком.  
  4. Четвёртый том начинается с описания салонной, светской жизни. Тут ведётся «партийная борьба», которая открывает завесу отчуждённости аристократов от интересов простого народа. Также «мирная» жизнь полна событий драматических: смерть Пети Ростова и князя Андрея, плен Пьера Безухова. Присутствуют изображения партизанской войны и бегство армии Наполеона. 
  5. Эпилог же посвящен жизни после военных событий, а именно 1820 году. Повествуется о жизни Марьи Болконской и Николая Ростова, Наташи Ростовой и Пьера Безухова, а также рассказывается о сыне Андрея Болконского. Автор в конце произведения придаётся философским размышлениям о тех же взаимосвязях и влияниях, которые сопровождают судьбу отдельных личностей и всего народа в целом. 

Лабиринт сцеплений — так писатель назвал основополагающий композиционный принцип романа. Он затрагивает все точки и обеспечивает целостность и объединение всего произведения. Подобный принцип «сцепляет», соединяет персонажей от первого тома до эпилога. Бесконечные, переплётные нити – это то, из чего и состоит художественная ткань романа. 

Автор: Ксения Сизова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector