Образ Манилова в поэме «Мёртвые души» (Н. В. Гоголь)

(412 слов) В поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» образ помещика Манилова — один из самых ярких и сатирически окрашенных. Через этого героя писатель высмеивает мечтательность, бездеятельность и поверхностность, свойственные определённому типу русских помещиков. Манилов представляет собой «сахарно-сладкий» идеал, который при ближайшем рассмотрении оказывается пустотой, лишённой как страсти, так и силы.

Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова. — пишет автор.

С первых страниц, где Чичиков прибывает в имение Манилова, Гоголь даёт нам понять, насколько герой оторван от реальности. Его дом, хоть и старается быть изысканным, полон безвкусицы: это внешняя оболочка культуры, за которой нет подлинного содержания. Сам Манилов говорит витиеватыми фразами, полными вежливости, но лишёнными конкретики. Он вечно мечтает — о мостах через овраги, о зданиях для крестьян, — но ничего не делает для их осуществления. В этом заключается суть его образа: Манилов — не злодей, а «благодушный ничтожный» человек, живущий в иллюзорном мире.

Гоголь подчёркивает, что Манилов не способен на живое чувство. Даже к жене и детям он испытывает не любовь, а нечто вымученное, книжное. Его общение с Чичиковым наполнено фальшивыми восторгами, бесконечными «душевными» восклицаниями, за которыми нет подлинного интереса или понимания. Он легко соглашается продать «мёртвые души» — не потому что он корыстен, а потому что не видит в этом никакой нравственной проблемы. Манилов просто не думает, он не живёт настоящей жизнью — он существует в розовом тумане своих благих, но мёртвых намерений.

В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную.

Этот образ сатирически значим: через Манилова Гоголь показывает опасность праздности и самообмана. Помещик с добрым лицом, тонкими манерами и «приятным» разговором оказывается бесполезным как для самого себя, так и для общества. Его благовоспитанность и мечтательность кажутся милыми, но на деле ведут к стагнации. Такой человек не способен ни на зло, ни на добро — он просто ничто.

Таким образом, Манилов — это образ моральной пустоты, облечённой в форму сладкой, но бессмысленной вежливости. Его фигура вызывает не гнев, а грустную усмешку: он не преступник, не тиран, а просто человек, не умеющий жить. Через Манилова Гоголь поднимает важный вопрос: страшнее ли тот, кто активно творит зло, или тот, кто ничего не делает, позволяя злу укореняться рядом? Манилов — символ мертвой души не по факту смерти, а по факту жизненной пассивности и внутренней смерти духа.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *