Сочинение: Описание и роль природы в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

(381 слово) Во многих литературных работах Лермонтова природа является не просто фоном, декорацией для повествования, но одним из главных действующих персонажей со своим характером и душой. Природа может отражать внутреннее ощущение героев, их переживания и мысли; может «общаться» с героями, предупреждая их об опасности или направлять на верный путь.

Пейзаж в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» никогда не остается статичным, «пустым». Особая связь в тексте произведения выстраивается между природой и внутренним миром главного героя – Григория Печорина. Возможно, именно поэтому больше всего описаний природы, погодных явлений и пейзажей дается в «Дневнике Печорина», где именно его глазами мы видим окружающий мир.

В «Тамани», например, место, в которое попадает герой, кажется ему спокойным до безмолвия. «Бледная черта небосклона», «тихая луна» создают ощущение безмятежности. Но «с беспрерывным ропотом плещущиеся темно-синие волны» привносят тревожные, неспокойные нотки в разряженный скукой воздух побережья.

Напряжение и ожидание чего-то тревожно-волнительного ощущается и в первую ночь «знакомства» Печорина с контрабандистами: «луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман». Кажется, сама природа вторит любопытству героя, его мистическому предчувствию и любопытству.

Так же, в предчувствии перед опасной схваткой в лодке с юной контрабандистской, герой замечает на небе с еще не взошедшей луной «две звездочки, как два спасительные маяка».

В следующей части дневника, названной «Княжна Мери», особенно интересно то, как изображена автором атмосфера ночи перед дуэлью Печорина с Грушницким. «Серые тучи закрыли горы до подошвы», солнце казалось «желтым пятном» — пишет Печорин в своем дневнике. На душе у героя так же серо от ожидания возможной гибели, а горы, символизирующие свободу и простор его вольной души, плотно закрыты пеленой туч.

Особенно ярко можно ощутить присутствие природы в «Фаталисте», когда «месяц, полный и красный, как зарево пожара» сияет на небе, усеянном звездами. Алое сияние месяца наводит героя на мысли о судьбе, становясь знамением скорой смерти героя, которому Печорин предсказал гибель.

Конечно, дневниковые записи отражают лишь то, что уже произошло, и герой на свое усмотрение отмечает те или иные детали. Однако очевидным становится то, как сильно Печорин отзывается на настроение природы, на ее изменение. Этот факт, безусловно, говорит нам о поэтичности натуры Григория, о романтичности его тонкой и остро чувствующей души, помогая взглянуть на героя с другой стороны.

Таким образом, пейзаж в романе Лермонтова «Герой нашего времени» является одним из главных участников повествования. Природа превращается в зеркало внутреннего состояния героя, становясь спутником героя на протяжении всего романа.

Автор: Екатерина Озаровская

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *