Сочинение: Общество в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

(496 слов) Изображение светского общества в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” находится в глубоком противоречии с нравственным идеалом автора. Сама атмосфера света и такие ее типичные представители, как Анна Павловна Шерер, князь Василий, Элен, Ипполит, показывают особую жизнь высшей знати, обособленной от России. 

Негативное отношение автора к высшему обществу проявляется с первой главы. Описывая вечер у Шерер, Толстой пишет:

«. .. Вечер Анны Павловны пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели…»

В описании салона автор использует прием иронического сравнения. Салон сравнивается с прядильной мастерской, что является символом механической, машинообразной жизни общества. Автор с большим сарказмом относится к светской жизни и сатирически изображает его представителей, особенно семью Курагиных. Одной из сторон светской жизни, как ее понимает Толстой, является полное смещение в ней ценностей — искажение нравственных представлений и оценок. В свете не знают, что истинно хорошо, а что плохо; что глупо, а что умно. Например, когда в салон Шерер входит Пьер Безухов, человек молодой и самостоятельно мыслящий, то оказывается, что это его качество имеет цену только для автора, но не для присутствующих салона. Анна Павловна приходит в ужас, когда Пьер решается прямо высказать то, что он думает о Наполеоне, зато она в восторге от полу-идиота Ипполита и благодарна ему за дурацкий и совсем не смешной анекдот. Нравственные понятия в обществе оказываются не просто перевернутыми, но и весьма зыбкими: ум здесь признается опасным, глупость почитают за светскую любезность, хорошее считают дурным, а дурное — хорошим. Так, все восхищаются умом Элен, хотя на самом деле перед нами довольно невежественная женщина, которая лишь чутко улавливает модные тенденции и подстраивается под них.

На протяжении всего повествования эти герои не меняются. Жизнь их течет ровно, спокойно. В них самих не происходит никакой внутренней борьбы, нет поиска смысла жизни. Например, совсем не меняется князь Василий Курагин, который не имеет своего мнения, поэтому постоянно приводит его в соответствие с обстановкой. У подобных ему людей рассуждения существуют исключительно как форма, безразличная к душевным потребностям. Оттого эти мысли быстро забываются и легко путаются. Князь Василий — это актер, играющий собственные чувства и переживания. Ничего настоящего в нем нет.

Еще один яркий пример — Элен. Она всегда одинаково красива. Даже улыбка на ее лице всегда одинакова. Для Толстого это знак духовной скупости, ограниченности. Автор сравнивает Элен с ее братом Ипполитом:

«Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостной, самодовольной, молодой неизменной улыбкой жизни и необычайной античной красотой тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом».

И эти люди являются титулованными представителями высшей знати! Светское общество в таком негативном ключе описывается Толстым, потому что ему не нравится жизнь, если она духовно мертвая, если она лишена подлинных человеческих качеств. Истинная задача русской интеллигенции — развиваться и вести за собой массы, выводить страну на передовой уровень. Но такие люди, как Курагины, Берги, Шерер, не способны со всей полнотой взглянуть на дела свои и дать им объективную оценку. Они оторваны от интересов и культуры России, поэтому в образе высшего общества мы видим все признаки вырождения. Это тупиковая ветвь развития русского народа, у которой нет будущего.

Автор: София Ловцова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector